Рожали в муках

Финал минувших выборов в законодательное собрание Приморья вновь заставляет обратить внимание на наше выборное законодательство. Краевой парламент не избран, поскольку не добрано более двух десятков депутатов. Не хватало бы их куда больше, если бы не глас вопиющего в пустыне, в роли которого (гласа) выступил целый ряд окружных избирательных комиссий, на исходе 9 декабря обратившихся с соответствующими воззваниями к электорату.

29 янв. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1111 от 29 янв. 2002
Финал минувших выборов в законодательное собрание Приморья вновь заставляет обратить внимание на наше выборное законодательство. Краевой парламент не избран, поскольку не добрано более двух десятков депутатов. Не хватало бы их куда больше, если бы не глас вопиющего в пустыне, в роли которого (гласа) выступил целый ряд окружных избирательных комиссий, на исходе 9 декабря обратившихся с соответствующими воззваниями к электорату.

Так, в Арсеньеве за два часа до окончания установленного срока голосования не было никакого шанса на преодоление положенного 25-процентного рубежа. И тогда по городскому радио выступил депутат действующего краевого парламента Азат Юсупов, который попросил арсеньевцев все-таки прийти на избирательные участки и тем самым не сорвать выборы.

С этим же призывом выступил и председатель окружкома-1 Юрий Кузин. Народ откликнулся - дополнительно не менее тысячи избирателей поспешили к урнам для голосования. В итоге - чуть больше 25 процентов.

Можно сказать, что приморский парламент рождался в муках и родовые схватки пока закончились ничем.

Не генерал - не суйся!

Итак, минувшие выборы в очередной раз показали, насколько не бесспорно федеральное и краевое выборное законодательство. В той части, которая устанавливает правила агитации посредством СМИ и печатной продукции. Согласно закону достойный и подготовленный к работе во власти, но не имеющий денег – не суйся и отвали! Вот, например, Абрамович стал главным чукчей Чукотки. По этому поводу по-черному шутят, что во время последних губернаторских выборов он забросал все дорожки к избирательным участкам конфетами (а кто говорит, и водкой), на которые чукчи и повелись.

На избирательную кампанию во время приморских губернаторских выборов-2001 многомиллионные (самые крупные) суммы потратили Геннадий Апанасенко и Сергей Дарькин. Они и вышли в финал, где разыграли между собой губернаторское кресло.

Кто сегодня уже прошел в законодатели Приморья по результатам минувших голосований? В основном - приморский генералитет. Крупнейшие в крае хозяйственные и иные руководители, обладающие солидными финансовыми ресурсами. В их числе В. Масловский - гендиректор “Приморнефтепродукта”, О. Кожемяко - председатель совета директоров Преображенской базы тралового флота, ректор ВГУЭС Г. Лазарев и другие. Да, все они - люди, виднейшие в крае, некоторые уже приглянулись своим избирателям депутатством в предыдущем созыве.

Но, извините, де-факто при нынешнем выборном законодательстве массы таки выбирают не депутатов... а деньги. Закон лишь декларирует кандидатам равные условия для предвыборной агитации.

А уж современные выборные технологии, основанные главным образом опять же на деньгах, позволяют обрушить на электорат такой поток целенаправленной информации за себя, любимого, и против нелюбимого соперника, что избиратель как миленький идет без оглядки по уготованной ему опытными, хорошо оплачиваемыми пиарщиками прогонке. Результат нам всем известен. Потом мы не видим обещанного, законы нередко принимаются сомнительного характера, как случилось с “вмененным” налогом для малого бизнеса. Наступает отрезвление. Не случайно все меньше нас ходит голосовать. И вот уже в целом Приморье - проблема сформировать представительный орган государственной власти. А значит, проблема дееспособности и качества самой власти. И эта проблема может больно ударить по каждому из нас персонально. Вот ведь сегодня, например, нас некому защитить от произвола федералов, силовым образом насаждающих так называемую жилищно-коммунальную реформу. Подавай им на шесть лет раньше предусмотренного законом срока 100 процентов себестоимости услуг - и все тут! И мы покорно 80 процентов уже платим.

Но ближе к теме. Пример Арсеньева. На предвыборном поле - полное отсутствие информации о начальнике цеха “Аскольда” Владимире Потапенко и руководителе некоммерческой организации “Фонд народной инициативы” Олеге Бердиеве: на их спецсчетах по сути лишь то, что отпущено крайизбиркомом. А значит, практически ничего. Скромная информация о председателе арсеньевской думы Геннадии Сурице и спортсмене с мировым именем Василии Бехе: потрачено в пределах 30-50 тысяч рублей. Уже похожая на полновесную - об известном в центре Приморья предпринимателе Валерии Суслове. Потрачено, по имеющимся данным, около 200 тысяч рублей. И полновесная - по гендиректору “Арсеньевстройтранса” (одному из руководителей “Приморстройтранса”) Владимиру Хмелю, на счету которого уже к 1 декабря было 875 тыс. руб. и который смог использовать не только печатные, но и электронные СМИ. Он, например, единственный в 1-м округе, кто “потянул” телевидение, где прокручивались видеоролики о нем.

Вот в таком почти порядке, только, разумеется, в обратном, кандидаты и расположились в итоговом документе окружкома.

Мне могут возразить: но ведь в Большом Камне победил все тот же пролетарий Иван Роговой! Вот это как раз исключение из правила, подтверждающее правило!

С 500 рублями наперевес...

Согласно закону выдвиженцу в депутаты из краевой казны отпущено на все про все лишь 500 рублей. (Поспешающему в Госдуму выдается 1000 рублей, а в муниципальные депутаты - 100 рублей.) Даже в районке на эти деньги не поместишь ни одного объявления. Не говоря уж о том, чтобы излить душу в интервью или представиться перед избирателем в очерке. А перед ним, электоратом, нужно светиться ежедневно - весь месяц-полтора с момента регистрации в качестве кандидата. Его, любезного, следует постоянно убеждать, что именно ты - самый-самый! На него, уже наполовину в городах и на три четверти в селах нищего, ни во что не верящего, квелого политически, плюющего на все, кроме приготовленной - даже не кандидатом, а его пиарщиками - наживки, следует лить потоки елея и посул безостановочно. Через газеты, радио, телевидение, через печатную продукцию, что вывешивается на стенах домов и заборах, вбрасывается в почтовые ящики. С электоратом нужно лично встречаться - необходимы тысячи и тысячи рублей на топливо для этого передвижения.

И то хорошо, если у тебя географически компактный округ с устойчиво работающими предприятиями, где с избирателями можно встречаться “оптом” и в “розницу”. А если у кандидата территория 39-го округа, включающая часть Арсеньева, а также Яковлевский и Чугуевский районы? Только в длину - около 200 км. От предприятий остались одни названия - “оптовых” встреч не получается, голоса буквально надо наскребать по сусекам. При этом нет районного радиовещания, во многих селах поголовно не выписывают газеты, не работает телевидение. Не случайно в Чугуевском районе, судя по данным одного из опросов, за 10 дней до голосования едва ли не треть избирателей вовсе не знала о предстоящих выборах. В итоге этот район, прежде голосовавший двумя третями взрослого населения, последние выборы провалил именно мизерной явкой. Ситуацию спасли яковлевцы, имевшие аж трех кандидатов из четырех, внесенных в списки для голосования. Они преодолели 25-процентный рубеж, но все равно отличились небывалой пассивностью: их пришло на избирательные участки почти в два раза меньше, чем ходило прежде. А. Гострый, обладающий определенными финансовыми ресурсами, победил соперников более интенсивным агитационным движением по округу и тем, что смог дать о себе через местные СМИ и печатную продукцию достаточный объем информации.

Да, практика показывает, что у кандидатов в депутаты Приморского законодательного собрания на предвыборную агитацию уходит все больше денег. Не имея в кармане (на счету) минимума в 100-200 тысяч рублей, лучше не стартовать, чтобы, “похороненному” избирателями, не жить потом в режиме комплекса собственной неполноценности. Для некоторой гарантии победы нужен максимум, а это - на порядок больше.

Де-факто мы можем остаться без парламента

Как бы то ни было, но уже очевидно, что в законодательное собрание Приморья не войдут многие из тех, кто мог бы составить костяк его законотворческой группы. Кто уже обладает таким опытом и искренне желает сделать что-то полезное для совершенствования приморского и федерального законодательства во благо избирателей.

Так кто же придет во власть? Дай бог, чтобы наши генералы в законодательном собрании были не свадебными. Хотя чего скрывать: в ходе минувшей кампании симпатии электората зачастую отдавались как раз тем кандидатам из генералитета, которые в депутатах зарекомендовали себя не столь личным законотворчеством, сколь материальным меценатством “своих” территорий. Тем, кто забросал свои округа компьютерами, библиотеками, автобусами и проч. Это, безусловно, им плюс. Но ведь выбираем мы депутатов не затем, чтобы они из собственного кармана или средств их предприятий комплектовали наши классы и библиотеки, а чтобы обеспечивали их комплектование де-юре - в силу закона. И не только в “своих” учреждениях, но и во всех остальных тоже. Только вряд ли оставит генералитет свои кабинеты на четыре года ради кропотливой законотворческой работы.

Не секрет: некоторые генералы от предприятий и учреждений пошли за мандатами не совсем по своей воле. Скорее, их хотят видеть в законодательном собрании в качестве губернаторского лобби. Значит, снова вопрос о законотворчестве, о постоянном присутствии их в кабинетах краевого парламента не стоит. Значит, депутаты будут “подмахивать” законопроекты, составленные в кабинетах краевой администрации. Не говорю, что это будут обязательно плохие документы. Речь о том, что собственный кпд законодательного собрания может приблизиться к нулю.

Ведь кто станет работать на освобожденной основе? Кто будет заниматься созданием законодательной базы - в чем истинное призвание депутата и самого законодательного собрания?

К сожалению, этого не понимает и массовый избиратель. В одной из районок мне довелось проследить всю выборную кампанию кандидата, ставшего в итоге победителем. Человек, безусловно, достойный. Безусловно, болеющий за свой округ и, возможно, немало сделавший как законодатель. Но почти в десятке публикаций, посвященных ему, нет ни слова о его личном вкладе в законотворчество. Практически - только о меценатстве. И вот что, например, пишет один из избирателей, агитирующих за него, причем довольно титулованный: “Мои соседи... надеются, что наши руководители прислушаются к его голосу и заставят подчиненные им службы навести порядок на нашей улице”.

Ах, нужен-нужен электорату депутат-погонялочка...

Как говорится, приехали!

P. S. Я далек от мысли, что эти заметки подвигнут краевых и федеральных парламентариев на корректировки выборного законодательства, обеспечивающие действительно равные условия агитации, а значит, формирование действительно компетентных законодательных собраний субъектов Федерации. И долго еще мы, видимо, будем выбирать не самых достойных и подготовленных, а самых богатых - и не всегда подготовленных. И не всегда искренних в намерении быть депутатом.

Со всеми вытекающими отсюда последствиями...

Автор: Виктор ДЕБЕЛОВ, «Владивосток»