Нам нужны дороги и инспектора

Уже достаточно давно говорят, что тот, кто хотя бы пару лет поездил по Владивостоку, постоял в наших “пробках”, объезжал все ухабы и выбоины на дорогах краевого центра, выруливал по узким улицам, выдерживал хамскую езду водителей пассажирских автобусов, может считать себя профессионалом. Дороги, аварии, травмы и штрафы - это те вопросы, которые в первую очередь интересуют всех водителей. Сегодня на них ответит заместитель начальника ГИБДД УВД Приморья полковник милиции Юрий ОБОРИН.

25 янв. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1110 от 25 янв. 2002
Уже достаточно давно говорят, что тот, кто хотя бы пару лет поездил по Владивостоку, постоял в наших “пробках”, объезжал все ухабы и выбоины на дорогах краевого центра, выруливал по узким улицам, выдерживал хамскую езду водителей пассажирских автобусов, может считать себя профессионалом. Дороги, аварии, травмы и штрафы - это те вопросы, которые в первую очередь интересуют всех водителей. Сегодня на них ответит заместитель начальника ГИБДД УВД Приморья полковник милиции Юрий ОБОРИН.

- Наш край продолжает входить в пятерку наиболее аварийных территорий. По основным показателям за прошлый год мы занимаем четвертое место после Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана. Но надо сказать, что за последние три года рост дорожно-транспортных происшествий прекратился, обстановка стабилизировалась и по некоторым показателям наблюдается даже спад. В прошедшем году общее количество ДТП снизилось на 0,9 проц., смертность уменьшилась более чем на 3 проц. Однако травматизм на дорогах вырос на 0,3 проц. Достаточно велик показатель аварийности по вине пешеходов. Ведь на сегодня взаимоотношения водитель - пешеход во Владивостоке не отвечают никаким требованиям. И пешеходы зачастую идут через дорогу где попало, и водители не пропускают их через переход. Я думаю, что на больших городских магистралях сейчас нужно делать либо виадуки, либо подземные переходы.

Ожидается, что нынешний год также будет достаточно сложным. В текущем месяце показатели аварийности и смертности уже увеличились. Это связано с многими факторами. Один из них - это контроль движения. Ведь в соответствии с указом президента нам полагается около 5 тысяч инспекторов дорожно-патрульной службы для того, чтобы обеспечить все дороги и улицы населенных пунктов края. Сегодня численность этой службы 1 тысяча 900 человек. И этот вопрос мы уже в ближайшее время будем ставить перед краевой администрацией. Дело в том, что эти должности содержатся за счет краевого бюджета. На первое время нам нужно хотя бы 500 человек.

- Каков процент аварий, связанных с качеством дорог, в прошлом году?

- На сегодняшний день в Приморье нет ни одной дороги, где можно ездить со скоростью более 90 километров в час. От этого возрастает число нарушений правил дорожного движения, а именно - превышение скорости. Ведь у нас очень много современных, качественных скоростных машин, и многим хочется поехать на них с ветерком. Иными словами, наши дороги не для наших машин.

Теперь о насыщенности движения. У нас есть такой термин, как показатель относительной безопасности дорожного движения. Это соотношение количества транспортных средств к километражу дорог. Так вот во Владивостоке этот показатель на отдельных участках завышен в 10-15 раз. И уже само количество автомобилей автоматически закладывает возможную аварийность. И на сегодня выход есть только один – строительство дорог.

Сейчас губернатор взялся за расширение Некрасовского путепровода за счет краевого бюджета. Но ведь даже когда строительство закончится, это снимет плотность только там. Дальше все останется в том же виде. Нужно также изыскивать средства на строительство путепровода вдоль набережной до 14-го километра, чтобы машины, идущие за город, могли двигаться отдельно. Нужно сделать общими дороги через нефтебазу и через торговый порт. Я считаю, что эти вопросы уже давно должна поднять городская администрация. Что касается площади Луговой, то еще пять лет назад был разработан проект ее реконструкции. Можно использовать старую крепостную дорогу, которая начинается от фабрики “Заря” и заканчивается в районе поселка Горностай. У нее множество ответвлений, одно из них от Багратиона до 14-го километра.

- Что еще можно сделать, кто это должен сделать и насколько это реально сделать для того, чтобы обезопасить движение, уменьшить аварийность и смертность?

- Существует на всех уровнях понятие “обеспечение жизнедеятельности”. В нем на первом месте, конечно, стоят топливо и энергетика. Но одним из его составляющих является обеспечение безопасности дорожного движения его участниками: водителями, пешеходами и пассажирами, а это все - 2 миллиона жителей Приморья. И на это тоже нужно обращать внимание. Во-первых, как я уже говорил, нужно изыскивать средства на организацию всего комплекса дорожного движения. Ведь если пользоваться только налогами за дороги, то Владивосток самостоятельно не выберется из той ситуации, которая сложилась. К примеру, за прошлый год увеличилось количество наездов на пешеходов. Но зачастую это связано с элементарной неосвещенностью дорог. И если увеличить количество фонарей или просто подключить имеющиеся, то этот показатель упадет. В целом в краевом центре уже почти 20 лет не уделялось необходимого внимания организации движения. Для этого нужна краевая программа, а возможно, и средства из российского бюджета.

Нужно вновь повернуться лицом к народному образованию – обучать детей поведению на дорогах, так как за последние годы эта работа практически полностью сведена на “нет”. Для этого нужны специальные площадки, городки.

- Считаете ли вы, что остановка движения трамваев на основных маршрутах во Владивостоке была необходима?

- Этот вопрос неоднозначный. Вообще вывод трамвая с центральной городской магистрали назрел давно. Но его нужно не полностью ликвидировать, а просто спустить ниже. Ведь когда-то во время организации тогда еще Ленинской по железнодорожной колее, которая имеется внизу, пускалась электричка. Хотя в то время “Дальзавод” был режимным объектом, через него ходил электропоезд. Его пускали аж до Калининской. И он справлялся с пассажирским потоком на том направлении.

- Как руководство ГИБДД и рядовые инспектора относятся к водителям частных автобусов, стоящих на городских маршрутах?

- Этот вопрос очень своевременный. Когда только во Владивостоке вводилась система перевозки пассажиров частными компаниями, мы предупреждали, что сложится очень серьезная, можно сказать, опасная обстановка. До этого не было ни одного случая, чтобы водитель пассажирского автобуса совершал ДТП в нетрезвом виде. В прошлом году их было четыре. Всегда водители проверялись до выхода на линию и при возвращении в парк. Сейчас нужно создавать единую базу, где ежедневно будут проходить техническую проверку сами автобусы и проверяться водители. На сегодня хозяин предприятия, к которому приписаны автобус и водитель, не несет за них ответственности. Вся ответственность возложена на самого шофера. При нарушении существующих стандартов мы можем его только оштрафовать и отпускаем дальше. Но стоит отметить, что проводившаяся в конце прошлого года операция “Автобус” дала свои результаты. Многие водители и хозяева компаний за правонарушения были лишены лицензий.

- Поможет ли вам во всех этих вопросах вступление в силу нового Кодекса административных правонарушений?

- На сегодня, к примеру, мы не имеем права снимать номерной знак или эвакуировать транспортное средство с целью его приведения в надлежащий вид. По новому законодательству, с 1 июля, если водитель не прошел техосмотр, если выявлены неисправности, угрожающие безопасности дорожного движения, мы можем транспортное средство, в том числе те же автобусы, снять с линии, лишить его номерного знака и до устранения всех неисправностей он не сможет выйти на линию. Новый КоАП предусматривает гораздо больше карательных санкций, чем имеется сейчас. В нем существуют 10 статей, при которых водитель будет не только наказываться штрафами, но и лишаться водительского удостоверения на различные сроки. В частности, это будет касаться такого распространенного нарушения, как превышение скорости. Но решать все это будет не инспектор на трассе, а суд.

Конечно, это значительно развязывает нам руки. Но есть и другая сторона. Возможно, уже через предельно малое время после вступления в силу нового кодекса обострятся взаимоотношения водитель - инспектор. Ведь чисто психологически для большинства шоферов, если их наказывают, то, конечно, не прав инспектор. А если увеличатся наши возможности в этом направлении…

В конце я хочу еще раз подчеркнуть, что предупреждение аварийности - это дело каждого. И сотрудников ГИБДД, и администрации, и водителей, и пешеходов.

Автор: Федор ГУРКО, «Владивосток»