Женский клуб

«Женщина – это человеческое существо, которое одевается, болтает и раздевается»,- говорил в свое время Вольтер.

25 янв. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1110 от 25 янв. 2002
«Женщина – это человеческое существо, которое одевается, болтает и раздевается»,- говорил в свое время Вольтер.

Но с тех пор прошло много времени. Современную женщину вряд ли можно обвинить в легкомысленности. Она – на производстве, в политике, во власти, в науке. Да мало ли где еще проявляет свои таланты слабая сильная половина человечества? Но отдельной и самой непознанной областью, несмотря на старания многочисленных толстых и тонких журналов, остаются… женские дела.

Их не счесть. И все же новая рубрика «В» «Женский клуб» с ведущей Ольгой Зотовой по мере возможности собирается вникать в них. А заодно приглашает к диалогу читательниц.

И читателей. Темы? Самые разные, в том числе и сокровенные. Желающие могут откликнуться по адресу: [email protected].

Первыми гостьями «Женского клуба» стали «Русские жены». Именно так звучит тема сегодняшней страницы.Русская женщина желает познакомиться

Сегодня она уже не помнит, кто стал инициатором знакомства - в Интернете все происходит спонтанно. Впрочем, так же она не помнит и того момента, когда из нескольких виртуальных знакомых выделила его. Хотя подсознательно она сразу поняла, что это именно тот человек, с которым ей хотелось бы быть рядом.

Но до этого момента было еще далеко…

Почему моя давняя знакомая - Анна - предпочла диалог в сети с человеком, который живет на другом краю света с разницей во времени почти в сутки, общению с теми, кто рядом, сейчас уже не вопрос. Скорее это было следствием разочарования в русских мужчинах - слабы, инфантильны, мнительны, претенциозны. От них Анна не ждала уже ничего нового. А может быть, Интернет показался ей самым подходящим и безопасным средством общения. Если вдруг потеряешь бдительность, расчувствуешься и приоткроешь свою душу больше, чем следует, никто туда не наступит большим ботинком. А если даже и сделает это - его очень легко вычеркнуть из списка. «Delete” - и никаких проблем. К тому же таким образом она практиковалась в английском языке. Она не заметила, как стала всерьез втягиваться в диалог с этим далеким, абсолютно чужим ей, к тому же невидимым мужчиной. Похоже, нечто подобное происходило и с ним. Он и она. Анна и Макс. Русская и канадец. Начало тысячелетия…

Он: - Только что вернулся из командировки из Калгари. Очень устал, но все равно хочу сказать тебе, что страшно соскучился. Я думал о тебе все это время. Нам неожиданно пришлось прервать наш последний разговор, потому что меня срочно вызвали в клинику. Все эти дни я мысленно спорил с тобой. Ты призналась, что разочарована в людях и почти никому не веришь. Для этого должны быть серьезные причины. Какие?

Она: - В России есть очень популярный фильм «Осенний марафон». Главный герой - в сущности добрый интеллигентный человек не может выбрать между женой и любовницей, мучая и ту, и другую, и больше всех себя самого. Грустная, смешная и очень узнаваемая история из нашей жизни, знакомая и мне. В роли любовницы. А я так люблю дом! И хотела бы его создать с человеком, который мне близок.

Он: - Я понимаю, хотя мне кажется, для нашей жизни это не очень характерно. Наши женщины слишком решительны, а мужчины более честны. Я не видел этого фильма, но я много слышал о терпимости и преданности русских женщин. А об их красоте ходят просто легенды. Многие из моих друзей хотели бы иметь русскую жену. А мой родственник из Олберни часто посещает местный клуб моряков, где бывают русские, в том числе женщины. Они совершенно особенные.

Она: - А как насчет канадских жен?

Он: - Как правило, они слишком сосредоточены на себе и своих проблемах. Я знаю одну забавную поговорку: «Счастье - это английский дом, китайская кухня, американская зарплата и русская жена. Несчастье - это китайский дом, английская кухня, русская зарплата и американская жена». Наши жены - те же, что и американские. Никакой реальной заботы, кроме мыслей о том, как отстоять свою независимость. А иногда так хочется обычного тепла, участия. Так странно, но в твоих вопросах и ответах я вижу больше, чем вежливый интерес…

Она: - Ты действительно мне интересен. Меня это тоже удивляет. К тому же слишком ирреально все, что происходит. Ты есть, и тебя нет. И даже если ты есть, ты очень далеко…

Он: - Если на самолете, то не очень.

Она: - Ты серьезно?

Он: - Я всегда серьезен. Я бы мог приехать в этом году. Тем более что я давно хотел побывать в России. Анна, как ты думаешь, мы могли бы понять друг друга при встрече?

Она: - Я бы очень этого хотела. Хотя мне кажется - это очень не просто.

Он: - Я понимаю. Скорее всего тебе придется покинуть Россию. Это под силу не каждому русскому. Я знаю это. Один из моих знакомых, который сейчас живет в Лос-Анджелесе, прихожанин церкви, пастор которой женился на русской. Она любила его, а он просто сходил с ума. Но она все же вернулась в Россию, не смогла привыкнуть к американской жизни. Теперь его сердце разбито, и ему сочувствуют все окрестные жители.

Она: - Я боюсь: а вдруг ты окажешься другим, чем я думаю. Впрочем, я тоже могу оказаться другой. Но это ведь часто происходит в жизни. И это уже не Интернет.

Он: - Но мы должны использовать этот шанс. Анна, пожалуйста.

Она: - Хорошо. Давай попробуем.

P. S. Эта переписка длилась почти год. Встреча Анны и Макса состоялась, как и его предложение “разделить жизнь” (американский вариант руки и сердца). Сменит ли Анна Владивосток на Торонто? Ответ знают только он и она.

Когда перестаешь быть лошадью

Выносливая, жизнестойкая, умная, заботливая, ответственная… Можно продолжать эпитеты, которые дают за рубежом русским женщинам.

И все же невозможно выделить какое-то одно достоинство, как нельзя разделить атом на частицы. Тем более что жизнь иногда абсолютно непредсказуема.

Так оказалось и в этой истории.

Более банальных условий, чем те, в которых жила Татьяна, даже придумать невозможно. Она работала в обычной поликлинике участковым врачом-терапевтом. Семья, ютящаяся в двухкомнатной хрущевке, состояла из родителей, 5-летнего сына и младшей сестры, мечтающей выйти замуж. О характере последней Татьяна говорила: «Назло кондуктору пойду пешком…»

Папа сероглазого Женьки воплотил в жизнь известную поэтическую фразу «Любовная лодка разбилась о быт». «Золотого» характера тещи он не выдержал в первый же год супружеской жизни. И после очередной ссоры в сердцах хлопнул дверью: «Все к черту!»

…И покатились будни. Дом, больница, перебранки с родителями, три раза в неделю по вечерам Женькина эстетическая студия. Только он ее и мог развеселить. Однажды в новогоднем спектакле сын должен был исполнять роль Деда Мороза. Репетировали чуть не месяц, шили на заказ костюм, а Женька от волнения взял да и разревелся при всем честном народе.

Тане, которой недавно исполнилось 30, порой казалось, что в этой жизни больше уже никогда не будет ничего нового. Утренняя пробежка на работу, нудные пациенты, домашние ужины... И ничего… Она даже не пыталась разбираться, отчего мужчины, с которыми периодически ее сводила жизнь, не питают серьезных намерений на ее счет. Иногда она иронично жалела себя: «Им же хуже, такого сокровища, как я, поискать».

Она и правда была человеком без недостатков. Хорошенькая, кареглазая, модно стриженная, с роскошной белозубой улыбкой, она не ныла по пустякам, всегда норовила подбодрить окружающих. И в задушевной беседе всегда находила подходящее слово-бальзам. Ну не к чему придраться! О таких говорят: «Слишком хорошая».

Таню любили все. Но ей нужна была любовь одного конкретного человека, правда, она не знала какого. Да не все ли равно! Пусть у него будет только один, но самый весомый плюс – он будет ее мужчиной.

Все сложилось как-то вдруг. Татьянина подруга, такая же мать-одиночка, как-то предложила ей обратиться в международное брачное агентство. Татьяна покрутила пальцем у виска, но согласилась. В конечном счете авантюры украшают жизнь. Каково же было ее удивление, когда ею моментально заинтересовались, да еще и не один претендент. Впервые в жизни выбирала она. Но самое смешное, ей самой не надо было соответствовать никаким требованиям, кроме одного – быть русской. Дама из брачного агентства сказала: «А чему вы удивляетесь? Русские женщины – товар очень ходовой. Они все умеют, послушны, а главное - нетребовательны. – Подумав, добавила: - Просто не знают, чего требовать. Многие слаще морковки-то ничего не видели…»

Таня не обиделась. А чего обижаться, дама права. Ее избранник оказался солидным немолодым человеком. Приехал, представился родителям. И попросил ее руки. Она согласилась. Все просто, без затей и интриги, без страстей в клочья.

Вот уже несколько лет, как она живет в солнечной Калифорнии. Пишет письма своей подруге, когда-то нечаянно устроившей ее жизнь. Одно из них было разрешено процитировать: «Не знаю, миф ли – русская жена. Я не могу судить со стороны. Во всяком случае, я со Стивом счастлива хотя бы потому, что счастлив Женька. Его родители обожают мальчишку, и если мы отвозим его на выходные к бабушке и дедушке, то назад бывает трудно забрать. Они считают, что мне есть чем заняться, а они безумно скучают по ребенку. Я не протестую, пусть Стив будет доволен. Хотя в принципе мне не приходится особенно чем-то кому-то угождать. Во всяком случае, не больше, чем в прежней жизни. Всегда находятся обстоятельства, которые ты должен учитывать. Я пытаюсь понять, почему я бываю иногда раздражена, и прихожу к выводу: я слишком привыкла стоять сама за себя, а меня лишили возможности быть лошадью. К этому надо привыкнуть. Кстати, русская рефлексия – тоже правда. Нам всегда хочется быть немного несчастными. А в остальном… Главное – оставаться женщиной, русской, французской… Неважно».

Покайся… и забудь!

Актриса Елена Коренева ворвалась на киноэкраны страны в образе главной героини нашумевшего фильма

Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных». За короткое экранное время Лена сумела покорить зрителей глубиной и искренностью своей игры. Впоследствии актерская карьера Кореневой складывалась вполне успешно, чего нельзя сказать о личной жизни актрисы.

Положение женщины, дважды оставленной возлюбленными мужчинами, уезжавшими от нее за пределы СССР, в зону недосягаемости, породило у Елены ощущение какого-то рока. Приносить свое женское счастье в жертву кинокарьере она не пожелала. Выйти замуж за иностранца стало идефикс.

Случай не заставил себя долго ждать: в компании друзей Елена познакомилась с американским ученым-славистом Кевином Моссом. В 80-е годы была популярна поговорка: муж-иностранец – не роскошь, а средство передвижения… за границу.

Елена и Кевин симпатизировали друг другу, но оба отчетливо понимали, что у их брака нет будущего. К тому же довольно скоро выяснилось, что новоиспеченный американский супруг – бисексуал, то есть одинаково увлечен и женщинами, и мужчинами. Коренева не стала делать из этого трагедии. Просто она не теряла надежды попасть в Париж, где жил ее несостоявшийся французский жених. Ведь теперь для нее не существовали границы. Возможность передвижения по миру – единственное, что согревало ее тогда.

Весь адаптационный период Елена впадала в ностальгические настроения, которые сменило чувство вины перед домом, мамой, Родиной - на душе было неуютно. По неписаной российской морали подобный отъезд воспринимался в те годы как предательство, измена.

И все-таки самым сложным, как выяснилось, оказалось быть предоставленной самой себе. Занимайся чем хочешь, иди куда хочешь, думай что хочешь… Постигая новые обстоятельства жизни, Елена столкнулась с одной особенностью американцев, так называемой эмоциональной гигиеной. Именно оттуда их постоянная присказка: это твои проблемы! На помощь и участие можно рассчитывать лишь в сложной, трагической жизненной ситуации. А если у тебя депрессия, ты занимаешься самокопанием – иди к психологу или к священнику. «Покайся, разберись, подлечись и забудь», - таков был совет супруга-американца. Каждый раз приходилось совершать над собой некоторое усилие, чтобы врасти в новую среду.

И хотя урожденная москвичка, выросшая в интеллигентной семье, популярная актриса, не раз выезжала прежде за границу для участия в международных кинофестивалях, Лена попала в чужую среду. В американском обществе в первые годы она то и дело наступала на любимые россиянами грабли. Как-то прокомментировала чью-то «типично семитскую» внешность, чем спровоцировала недоуменные вопросы: что это за особенность такая и чем это в СССР евреи внешне отличаются от остальных граждан?

Не счесть словесных ляпсусов, подводивших ее не раз, спровоцированных плохим знанием языка. Они также вызывали оторопь окружающих.

Хуже всего дело обстояло с юмором, который оказался фактически непереводим на английский язык. В доме родителей Кевина Елену представили близкой приятельнице семьи, хирургу-косметологу. Дама тут же предложила свои профессиональные услуги: где надо подтянем, где надо подрежем. Елена сострила на это: у нее нет никаких проблем в этой области, если не считать хвоста, который она не прочь удалить… До конца вечера дама пялилась на Елену, стоило той повернуться спиной, пребывая в явном замешательстве. Синдром Элизы Дулиттл еще долго преследовал актрису. Но она искала любовь, спасая одного возлюбленного от наркозависимости, оказывая психологическую помощь второму, прошедшему Вьетнам, пестуя третьего с нестойкой психикой начинающей звезды…

Свою жизнь в качестве русской жены Елена Коренева с подкупающей откровенностью описывает в автобиографическом эссе «Идиотка», каждая глава которого достойна целого романа!

Автор: Татьяна БАТОВА, специально для «В»