«Родину» построили китайцы

Владивостокцы и гости города наверняка уже обратили внимание на новый торговый центр, появившийся на месте снесенного некогда кинотеатра “Родина”, на углу улиц Алеутской и Семеновской. Фактически это первый крупный современный объект, который появился в квартале бывшей Миллионки. И хотя он постарался вписаться в ее исторический облик – не только формами, но даже именем, это получилось не совсем удачно. Так считают не только старожилы, но и специалисты.

18 янв. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1106 от 18 янв. 2002

 Владивостокцы и гости города наверняка уже обратили внимание на новый торговый центр, появившийся на месте снесенного некогда кинотеатра “Родина”, на углу улиц Алеутской и Семеновской. Фактически это первый крупный современный объект, который появился в квартале бывшей Миллионки. И хотя он постарался вписаться в ее исторический облик – не только формами, но даже именем, это получилось не совсем удачно. Так считают не только старожилы, но и специалисты.

Ни для кого не секрет, что земля в самом центре Владивостока, его сердце, сегодня считается очень лакомым, а значит, дорогим кусочком. Поэтому вовсе неудивительны скандалы, которые время от времени вспыхивают по поводу той или иной застройки в исторической черте. Тем более что вот уже с прошлого года во Владивостоке просто нет в природе должности главного архитектора.

Сейчас многие компании стараются расположить офисы, магазины, рестораны именно здесь, понимая всю привлекательность “местности”. Для того чтобы историческое ядро города выдержало этот натиск, необходимо о нем позаботиться. “Что для этого делается?” – с этим вопросом корреспондент “В” пришел к Анне Мялк, директору Приморского государственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры края.

Хочу сразу сказать, когда архитекторы берутся подражать исторической форме, но при этом не уделяют должного внимания деталям, материалам, из которых будет строиться здание, из этого ничего хорошего не получается. Так случилось и с “Родиной”. Надо заметить, что на это место было несколько претендентов. Город отдал этот участок фирме “Прилив-Лайн”, проект выполнила компания “Аргус–Арт” (архитектор В. Прокуров). Признаюсь, он выглядел гораздо интереснее, чем то, что в результате получилось. К сожалению, по ходу дела были допущены отступления от первоначально согласованного проекта, который предусматривал подземную автостоянку, иной масштаб здания и даже другую конфигурацию лифтовой шахты. К тому же из-за современного американского метода строительства здание, увы, выглядит, как “времянка”. И еще - в исторической застройке очень важна соотнесенность архитектурных деталей, их соразмерность человеку. Эта тщательность проработки в современных проектах зачастую отсутствует.

- Получается, что старый Владивосток не застрахован от того, что в самой его колоритной и значимой исторической части может появиться случайный нувориш?

- Я бы вопрос так не ставила, хотя и полностью отвергнуть его не могу. Хочу начать с хорошей новости. Администрация Владивостока заказала “Приморгражданпроекту” сделать корректировку генерального плана застройки города с учетом его исторической ценности. По этому поводу мы подготовили обширный материал. До сих пор ни один городской генплан не рассматривал историческое наследие в качестве основы для его развития. Более того, о нем вообще не упоминалось. Это привело к тому, что многие интересные здания и архитектурные ансамбли были утрачены (конечно, здесь не последнюю роль играла идеология). Среди исчезнувших местных достопримечательностей - Успенский кафедральный собор, дом Криополей, тот же кинотеатр “Родина” (бывший китайский театр), Триумфальная арка, воздвигнутая в честь цесаревича Николая. Список можно продолжать долго.

Как бы там ни было, Владивосток, внесенный в список исторических городов России, сегодня насчитывает более 700 памятников истории и культуры, из них свыше ста – это объекты Владивостокской крепости, уникального фортификационного сооружения мирового масштаба. К слову, на этот год федеральный бюджет выделил 3 миллиона рублей на охранные мероприятия по объектам крепости. А еще в этом списке значатся дом на ул. Пушкинской, где жил поэт Николай Асеев, здание краевой филармонии.

Радует, что наконец-то сделан проект реставрации краевой библиотеки им. М. Горького, дошла очередь до одного из старейших наших кинотеатров - “Уссури”. К слову, обоими этими объектами занимается ОАО “ДНИИМФ”.

- Все это замечательно, но в то же время упорно ходят разговоры о том, что будет-таки строиться огромный многоэтажный комплекс на “задворках” ГУМа, а некая компания собирается “оттяпать” под развлекательно-кормящий комплекс часть сквера в Спортивной гавани. С этим как быть?

- Могу больше сказать, нашлась компания, которая собирается организовать свой выставочный зал, срыв часть скалы в непосредственной близости от памятника морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Разумеется, мы как можем противостоим этим поползновениям. Наш центр призван не только охранять архитектурные, исторические и культурные достопримечательности, но также сохранять облик исторической городской среды.

К сожалению, в старом, но пока еще действующем генеральном плане города красные линии ул. Светланской проведены по зданиям - памятникам архитектуры, новые улицы разрезают тело исторических кварталов, игнорируя их структуру. Эти идеи, к счастью, не осуществились, они с рождения были обречены, тем не менее попытки построить новый город на месте старого постоянно возникают.

Нередко высказывается мнение, что застройка центра Владивостока хаотична. Я бы поспорила. Имея в виду ансамбль улицы Пушкинской, можно однозначно сказать - красота и гармония старой застройки города тщательно продумана нашими предшественниками. Что касается хаотичности – она внесена уже застройкой 60-70-х годов ХХ века, которая игнорировала общегородскую градостроительную традицию. Не хотелось бы повторить ошибки коммунистического прошлого.

Автор: Беседовала Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»