Город любви
Иметь «лица не общее выраженье» - заветное стремление каждого города. Люди любят города именно в силу их неповторимости.
В старину на Руси родилась пословица: «Что ни город, то норов», которая отражала реальное многообразие российских городов, их непохожесть друг на друга. Однако в эпоху массового индустриального строительства многие из них утеряли это драгоценное качество, утратив при этом и любовь горожан. Равнодушие к среде обитания - опасный симптом болезни человечества. Известно, в частности, что безликая среда способствует росту преступности. Можно сказать, наши города сейчас серьезно больны, они нуждаются в возвращении городской среде художественных качеств.
В этом плане Владивостоку повезло: несмотря на значительные объемы типового строительства, он частично сохранил свой художественный облик благодаря природной среде. Своеобразие любого города складывается из двух составляющих: природной и архитектурной. Природная выразительность Владивосток спасает. Однако эта ситуация вряд ли может удовлетворить как горожанина, так и профессионально мыслящего архитектора. Хотелось бы, чтобы уникальный ландшафт дополнялся художественно полноценной архитектурой.
Каковы же условия сохранения и приумножения архитектурно-художественного своеобразия приморской столицы? Прежде всего необходимо, чтобы здания располагались на рельефе, учитывая его характер. Профессионализм архитектора в данном случае заключается в том, чтобы почувствовать «силовое поле» рельефа, добиваясь гармонии структуры ландшафта и застройки. Второе необходимое условие – здание должно быть сопоставимо с формами рельефа и не выглядеть, как слон в посудной лавке. Еще одно – застройку во Владивостоке нужно грамотно ориентировать по отношению к морю. И наконец, архитектор должен непременно формировать художественно выразительную панораму и силуэт города. Для Владивостока это звучит особенно актуально.
При этом не следует забывать, что сами здания и сооружения должны быть выразительны, насыщены яркими метафорами, раскрывающими морскую специфику города. Символы моря, его флоры и фауны, а также кораблей, парусников должны пронизывать архитектуру Владивостока.
Кафедра архитектуры и градостроительства ДВГТУ выполнила ряд поисковых экспериментальных проектов. Так, например, дипломный проект А. Секисовой и Е. Кравченко был посвящен проблеме формирования архитектурно-пространственной композиции южной части Владивостока, которая включает в себя полуостров Шкота и мыс Голдобина. Не менее интересным получился совместный дипломный проект А. Гаврилова и А. Тухбатулина на тему «Реконструкция центральной части города Владивостока». Автор предлагает, в частности, дополнить площадь со стороны моря колоннадой и несколькими оригинальными общественными зданиями.
Хотелось бы сказать еще об одном проекте. По инициативе командования Тихоокеанского флота Архитектурный институт ДВГТУ совместно с 49-м Центральным проектным институтом Министерства обороны России разработал проект реконструкции мемориального комплекса «Боевая слава Тихоокеанского флота» на Корабельной набережной (авторы проекта В. Моор, А. Гаврилов, А. Тухбатулин, В. Самойленко).
Этот мемориальный ансамбль был построен 20 лет назад на основе конкурсного проекта архитектора А. Сондока, который предусматривал еще в составе мемориала актививную вертикальную доминанту в виде стелы. Однако эта идея не была реализована.
Новый проект предусматривает строительство здесь, на прилегающем участке, православной мемориальной часовни во имя святого Андрея Первозванного.
В процессе работы над ним рассматривалась также идея восстановления Николаевской триумфальной арки, известной под названием «Арка цесаревича».
То, как разрабатывался этот проект и многие другие, которые стремятся создать неповторимый облик Владивостока, – тема отдельного разговора, который хотелось бы продолжить.
Автор: Валерий МООР, профессор, декан архитектурного факультета ДВГТУ