Кончай перекур!
Дымящая армия российских курильщиков даже не закашлялась. Хотя в понедельник начал действовать в своей основной части федеральный закон “Об ограничении курения табака”, подписанный некурящим президентом Путиным еще 10 июля прошлого года. Подписанный вопреки прогнозам многих экспертов, относившихся к антитабачной инициативе законодателей весьма скептически.
У нового закона наберется достаточно и противников, и сторонников. “Давайте все будем убеждать наших курильщиков, как они вредят себе и нам, - пишет нам владивостокская пенсионерка Клара Шафоростова. – Мы ведь любим их, и если они любят и себя, и нас – пусть бросают курить”. Что ж, может быть, иной курильщик и обрадуется юридическому поводу наконец завязать. Но другие могут воспринять правовое ограничение курения как покушение на личную свободу. К тому же есть сомнения по поводу того, насколько тщательно будет соблюдаться закон. В том смысле, что у властей есть дела поважнее.
Как нам сообщили в пресс-службе администрации края, пока никаких специальных “курительных” распоряжений не было. Однако независимо от федеральных нововведений Сергей Дарькин незадолго до Нового года бросил курить. И, хотя делает он это не в первый раз, надеется, что теперь - насовсем.
Из самых интересных положений нового закона: отныне запрещается курение табака на рабочих местах (а если рабочее место на улице или в лесу?), в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в зданиях органов государственной власти, за исключением специально отведенных мест. Запрещается, на горе бабушкам у остановок, и поштучная продажа сигарет. Не обойдены вниманием мастера культуры: во вновь создаваемых фильмах и спектаклях демонстрация курения не допускается (хорошо, хоть старые фильмы оставлены в покое, и никто нас не лишит симпатично смолящего рубахи-парня Николая Рыбникова). Правда, здесь есть оговорка: курение на экране и сцене допускается, если оно неотъемлемо входит в художественный замысел режиссера. Вот только кто определит границы этого самого замысла?
Общественным и политическим деятелям теперь возбраняется пощеголять дымящей папиросой перед телекамерой. Неясно только, кто понесет административную ответственность, если ушлые телевизионщики все же подкараулят зазевавшегося политика в момент поглощения дыма и покажут его всему свету. Впрочем, положения о фильмах и политиках вступят в силу только через полгода.
В самой короткой, 8-й статье, закона туманно говорится: “правительство Российской Федерации разрабатывает меры по ограничению курения табака и обеспечивает их реализацию”. Интересно, какие именно? Сырье нынче импортное, табачные плантации не вырубишь, как виноградники при Горбачеве. Да и от таможенных пошлин отказываться как-то нелогично.
Интересно, что закон уже заработал, но не весь. Так, производство и импорт “неправильных” (по содержанию никотина и смол) сигарет будут запрещены с 1 января следующего года. А оптовая и розничная продажа того же некондиционного курева прекращается только с начала 2004 года – еще целых два года закон разрешает травить и травиться. Видимо, здесь интересы поборников здорового образа жизни пересеклись с интересами нерадивых табачников, и те повлияли на законодателей своими методами, чтобы не лишиться в одночасье своего выгодного бизнеса. Во всяком случае, разговоры о действующих расценках на “продавливание” того или иного пункта в федеральных законах ведутся почти открыто.
Есть вопросы и к определениям, принятым в законе. Так, к табачным изделиям решили относить “изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару”. Под это определение вполне подходит и обычная жевательная резинка…...
Когда закон “Об ограничении курения табака” заработает в полную силу, его можно будет оценить более предметно. Впрочем, закон не несет откровенно драконовского характера, и скорее всего “табачных бунтов” удастся избежать.
Автор: Василий АВЧЕНКО, некурящий, "Владивосток"