Когда звучит SOS
Нищета здравоохранения привела к тому, что многие перестали верить нашим врачам. Как только заводится лишняя денежка, стремятся поехать лечиться к “лучшим” специалистам, в зависимости от своих представлений – кто в клиники Запада, а кто и к филиппинским хилерам. Народ победнее, живущий в районах, рвется в больницы Владивостока. Оправданно ли это? “Далеко не всегда, - убежден Александр Партин, главный врач Территориального центра медицины катастроф. – Иногда родные стены и уход родственников значительно полезнее перелета или переезда на большое расстояние и пребывания в чужом городе”. Тем не менее порой люди как бога ждут вертолет санитарной авиации и даже требуют немедленного вылета специалиста.
Нищета здравоохранения привела к тому, что многие перестали верить нашим врачам. Как только заводится лишняя денежка, стремятся поехать лечиться к “лучшим” специалистам, в зависимости от своих представлений – кто в клиники Запада, а кто и к филиппинским хилерам. Народ победнее, живущий в районах, рвется в больницы Владивостока. Оправданно ли это? “Далеко не всегда, - убежден Александр Партин, главный врач Территориального центра медицины катастроф. – Иногда родные стены и уход родственников значительно полезнее перелета или переезда на большое расстояние и пребывания в чужом городе”. Тем не менее порой люди как бога ждут вертолет санитарной авиации и даже требуют немедленного вылета специалиста.
“Если уж очень кому-то хочется вызвать санавиацию, он может оплатить рейс из собственного кармана, - поясняет Александр Павлович, - мы же вылетаем только по вызову медиков, точно знающих, в каких случаях необходимо послать SOS”. Если в 98-м году один летный час вертолета ОАО “Владивосток Авиа” стоил (в зависимости от модификации крылатой машины) от 4,5 тыс. до 11 тыс. руб., то в середине нынешнего года – от 13 до 49 тысяч. Недаром, к примеру, в Новосибирске совсем отказались от услуг санитарной авиации – денег и на прочие нужды не хватает. Наш край пока держится. Как бы ни ругали Приморье на всех уровнях, но задолженность за полеты у нас составляет лишь 6,5 млн. руб., в то время как в Иркутске - 16 млн., в Екатеринбурге – 14 млн. Причем деньги берутся из бюджета края (не из ФОМСа, как кое-кто думает), который, как известно, по швам от переполненности не трещит. А знаете, сколько стоит один вызов машины скорой помощи? Среднестатистическая цифра по РФ – 158 руб. Но она так же далека от реальности Приморского края, как и средняя зарплата по стране. В столице Приморья можно часами стоять в пробках, сжигая бензин, можно колесить по темным улицам, можно долго-долго искать нужный номер дома, не обозначенный трафаретом, а о непроезжих дорогах в крае и говорить не приходится – практически все наши земляки на себе испытали прелести этих направлений. Каждые сутки только во Владивостоке машины неотложной помощи выезжают по вызовам примерно 250 раз. Умножим стоимость одной поездки на 365 дней в году да приплюсуем сюда работу “Скорой” по краю. Заоблачные цифры при нашей-то бедности!
Этот расклад привел мне Александр Партин, человек удивительный, начинавший свой профессиональный путь еще студентом с дежурств на подстанции скорой помощи, учившийся в Америке, стажировавшийся в одном из самых криминальных районов Ричмонда и первым в нашей стране (с помощью американцев) организовавший Территориальный центр медицины катастроф. Уникален центр тем, что объединяет в себе отделение медицины катастроф, санитарную авиацию (отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи), учебно-тренировочный центр и отделение скорой медицинской помощи. Подобная организация есть еще только в Москве, и та создана с помощью наших специалистов.
Благодаря своему опыту и накопленным знаниям Александр Павлович знает, как найти выход из сложной ситуации с оказанием скорой, неотложной и консультативной помощи хотя бы в столице Приморья. И выход этот прост, как корочка хлеба. Только вот, несмотря на многочисленные выступления на всевозможных совещаниях, на письма властям предержащим, не может профессионал доказать оптимальность своих предложений. А они действительно просты и могут привести к значительной экономии средств. Предлагает, например, Партин в отделениях милиции Владивостока выделить по паре комнат, где станут базироваться сотрудники его службы. Затраты для этого нужны минимальные, а польза окажется ощутимой. Сигнал о беде и милиционерам, и медикам будет поступать одновременно, машинам же не придется преодолевать большие расстояния и простаивать в пробках. Кроме того, вполне реально организовать межрайонные медицинские центры, в которых будут сконцентрированы лучшие силы и современная аппаратура. Согласно расчетам, которые главный врач опубликовал в журнале “Экстремальная медицина”, экономия при этом может составить несколько миллионов рублей, а помощь будет приближена к жителям самых отдаленных населенных пунктов. Это ж сколько жизней будет спасено! Сколько человек не останутся инвалидами! Ведь только в прошлом году врачи санитарной авиации вылетали к месту беды более 300 раз. А выезжали на машинах еще чаще.
Пока столь простое решение наболевшей проблемы не находит поддержки, Александр Павлович руки не опускает. Видно, оптимизм в его характере преобладает. Недаром любит он повторять, что из любого лимона можно лимонад сделать. Вот и делает. Он собрал в своем центре настоящих профессионалов, 68 процентов которых имеют степень кандидата медицинских наук, врачи проходят стажировку в Австрии, США, Японии и имеют сертификаты международного образца. За четыре года существования центра его сотрудники приняли участие в ликвидации 25 различных катастроф. Среди 11 тысяч человек, прошедших здесь обучение, есть не только медицинские работники, но и сотрудники милиции, пожарные, даже дети.
Какая-то доля процента наших земляков в критической ситуации не растеряется. Однако во многих случаях не обойтись без квалифицированной помощи профессионалов. К которым и обращен сигнал SOS, доносящийся из самых разных мест Приморья.
Автор: Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток»