Китайский подарок
Восточная мода на фейерверки давно прижилась и в Старом, и в Новом Свете. Мы наслаждаемся этим зрелищем, не задаваясь вопросом: а откуда, собственно говоря, пошла традиция запуска фейерверков?
“Фейерверк” - слово немецкое. Но родина огненной забавы вовсе не Германия, а Китай. Именно там более тысячи лет назад был изобретен порох и зародилась пиротехника - искусство управления огнем. Порох стал побочным продуктом поисков эликсира бессмертия, которые вели даосские монахи. В IX веке они получили черный порошок, ныне известный как дымный порох. Формула этого вещества - основа всех фейерверков состоит из смеси калиевой селитры, древесного угля и серы в весовом соотношении 75:15:10 - не изменилась и по сей день. И этот факт доказывает то, что изобретение древних китайцев относилось к разряду поистине гениальных, как, к примеру, стоящие в том же ряду бумага, чай, мороженое, зонт, шелк, компас, спички, бумажные деньги, туалетная бумага...
Доклад Нефритовому императору
Фейерверки служили для древних китайцев необходимым атрибутом религиозной церемонии встречи Нового года. Согласно языческим верованиям в последние дни двенадцатого месяца лунного года все боги должны представить “отчеты” верховному божеству Юй Хуан-ди - Нефритовому императору. Людей беспокоит лишь то, что расскажет небесному владыке бог домашнего очага, знающий все о делах житейских. Именно церемония отбытия бога домашнего очага к Нефритовому императору заканчивалась устройством фейерверков. Огненное представление служило для отпугивания злых духов - они могут оказаться на пути летящего на доклад бога и помешать ему отчитаться о делах людей “в нужном ключе”.
У китайцев выбору цвета во время фейерверков придается большое значение. При этом на Востоке совсем иначе, чем в Европе, понимают, что символизирует тот или иной цвет. К примеру, в Китае белый цвет - цвет старости, осеннего увядания и несчастья. Поэтому при запуске петард его стараются использовать в меру. Раньше предпочтение отдавалось голубому цвету, который считается символом Дао - жизненного пути. Другими популярными цветами являются желтый, который у буддистов олицетворяет высшую субстанцию, а у конфуцианцев является признаком золотой середины, и красный. Этот цвет, который знаменует собой революционную устремленность и одновременно является символом прочности власти, стал главным цветом фейерверков после победы коммунистов в 1949 году.
Впрочем, невзирая на политические установки, из покон веков существовали правила, связанные с 12-летним “звериным” циклом календаря. 2002 год пройдет под знаком Лошади в стихии Воды. Цвет Воды как одного из пяти элементов в китайской астрологии - черный. В случае с фейерверками он меняется на темно-синий. И тот и другой несут негативное значение. Настроение, присущее 2002 году, - это страх. Впрочем, для современных пиротехников традиции астрологии не догма. Так что темно-синим цветом они злоупотреблять не будут...
Обычно китайские хлопушки заполнялись порохом и сырой глиной. До IХ века вместо хлопушек употреблялись тонкие бамбуковые стволы. Они горят с шипением, и как только огонь достигает коленца, происходит небольшой взрыв. Следующим этапом было заполнение бамбука взрывчатым веществом, которое легко может быть сделано, если под рукой есть источник нитрата. Китайские крестьяне процеживали содержащую нитрат воду и смешивали сухой остаток с обычным пеплом, изготавливая таким образом вид пороха, необходимый для устройства фейерверка.
Лишь в XII веке в Китае попытались использовать дымный порох в военных целях. В 1132 году была изобретена пищаль с бамбуковым стволом. Век спустя китайцы, осажденные монголами в Кайфыне, защищались посредством пушек, стрелявших каменными ядрами и разрывными бомбами. Но эти пушки были слишком громоздки, тяжелы, неточны и небезопасны в применении, а поэтому новый вид оружия не получил в Китае дальнейшего развития, и использование пороха было направлено исключительно на производство новогодних хлопушек.
Похищение “небесного огня”
Уже к ХIII веку искусство создания фейерверков стало весьма изощренным: китайским пиротехникам удавалось добиться различных форм и оттенков “небесного огня”, что повергало в неописуемый восторг заезжих купцов, которые в ХIV веке завезли образцы фейерверков в Европу. Есть свидетельства, что первым европейцем, кто украл у китайцев, несмотря на строжайшие меры безопасности, секреты производства фейерверков, был Марко Поло, которого по праву можно считать самым известным шпионом той поры.
Новшество особенно пришлось по нраву итальянцам. Китайское искусство “огненной работы” здесь всемерно культивировалось и развивалось, и в начале ХVI века на Апеннинском полуострове даже было издано первое европейское руководство по устройству фейерверков. Автор трактата “Де ла пиротехника” венецианец Ваноччио Бирингуччи в предисловии к своей книге написал: “Фейерверк длится не дольше, чем поцелуй возлюбленной, зато обходится дороже, чем содержание любовницы”.
Специалисты по чуду
Сегодня фейерверки превратились в настоящее искусство. Популярность приобрели музыкальные пиротехнические шоу. Первое из них было поставлено в Канне в 1960 году. О нем вспомнили в 1987 году, когда табачная компания “Бенсон и Хеджес” организовала постановку “Симфония огня” в Торонто. С тех пор торонтский фестиваль стал наиболее престижным в этом виде искусства. Он устраивается каждый год летом, и в нем, как правило, участвуют команды из пяти стран - Италии, Испании, Франции, Канады и Китая. Скажем, Испания поразила всех два года назад узорами сердец и вееров на фоне неба. В прошлом году не осталась в долгу Канада, изобразив узоры огромных звезд. И все это действо происходит под пение известных рок-звезд, которых каждая из команд привлекает в качестве музыкального сопровождения.
К такого рода соревнованиям команды готовятся весь год. Парадом командует дизайнер. В мире насчитывается всего около ста мастеров экстракласса по созданию фейерверков. Особенно трудны в запуске заряды пурпурного и темно-синего цвета, а зеленые обладают высокой токсичностью. Многие пиротехники перешли ныне на менее опасный перхлорат калия, пожертвовав тем самым глубиной синевы. Сами заряды обычно бывают шести цветов: белого, желтого, красного, зеленого, синего и янтарного. По форме они напоминают бомбы, но могут быть и цилиндрическими (“Римские свечи”). Есть ракеты, прикрепленные к специальному носителю с моторчиком, есть создающие эффект фонтана, колосьев, пучков травы и “звездной пыли”. Наконец, есть “летающие тарелки”, “мины”. Дизайнер также подбирает музыку, сочетаемую с разрывами, и пытается втиснуть все это великолепие в рамки бюджета.
Как сжечь два миллиона
Ныне на исторической родине фейерверков редко услышишь взрывы новогодних хлопушек. В 1993 году власти КНР, учитывая растущее число жертв от самодеятельных фейерверков, по которым китайцы буквально сходят с ума (ранее в дни новогодних праздников погибало до пятисот человек), запретили применение петард и хлопушек. С тех пор контроль за подобными шоу государство взяло на себя.
Последний раз фейерверк по-китайски был устроен в октябре этого года в Шанхае на саммите форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Чтобы поразить воображение лидеров двух десятков стран, организаторы фейерверка истратили более двух миллионов долларов. Огненное представление на космические темы с учетом китайской специфики - летающие драконы на фоне роскошных хризантем - придумала и осуществила команда из 60 человек, представляющая известнейшую компанию по устройству фейерверков “Груччи”. Всех этих специалистов допустили на крыши весьма оберегаемых на шанхайской набережной Вайтань домов начала прошлого века. Крыши, впрочем, уцелели, но все были покрыты слоем пыли, “водопадом” сыпавшейся вниз от разорвавшихся “тарелочек”, огненных “планет” и “цветов”. Улицы, расположенные сразу за набережной и не очень продуваемые ветром, заволокло дымным туманом. В какой-то момент возникло ощущение, будто это не Шанхай, а Нью-Йорк. Но через полчаса огненная феерия прекратилась, дым рассеялся, и стало ясно, что это лишь мираж. И слава богу...
***
Петровская потеха
Традицию отмечать в России праздники фейерверками ввел Петр I, пораженный увиденными в Германии “огненными потехами”.
В 1690 году, в день восемнадцатилетия Петра I, пушки три раза подряд дали по 56 залпов. В небе из фейерверков был нарисован Геркулес, раздирающий пасть льва. Это был первый крупный фейерверк в России. Но считать Петра I основоположником фейерверков на Руси исторически неверно. По сведениям историков, первые фейерверки (тогда их называли “потешными огнями”) были запущены еще в 1389 году при Дмитрии Донском. Правда, тогда фейерверки устраивались очень редко, поскольку “потешные огни” привозились из-за границы. Русские мастера фейерверка появились в середине XVI века, когда в одном из стрелецких полков была введена должность “порохового заведующего”, который придумывал, готовил и запускал фейерверки.
Однако именно Петр I превратил “потешные огни” в непременный атрибут праздника. Он лично создавал сложные пиротехнические фигуры и целые огненные картины. Как известно, Петр ввел празднование Нового года 1 января и подписал указ, в котором велел зажигать в новогоднюю ночь иллюминацию и производить “огненные потехи”. С тех пор праздник завершался сожжением фейерверка, сюжет которого подводил итоги прошедшего года и “рисовал” будущее. В новогоднем фейерверке 1702 года, посвященном победе над шведами, одна из картин изображала молодые побеги, растущие из безжизненного дерева. Зрелище сопровождалось надписью “Надежда возрождается”. Устраивались фейерверки на Масленицу, в честь военных побед и всех годовщин брака Петра I с Екатериной. В 1712 году искрящаяся картина изображала целующихся голубков у ног Екатерины и горящее сердце в ее руке, а сам Петр I был изображен с факелом Гименея. Подпись гласила: “В твоей любви соединенные”.
***
Остерегайтесь кустарных подделок
По подсчетам взрывотехников, если собрать воедино всю массу взрывчатого вещества, приводимого в действие в новогоднюю ночь в Москве, и произвести ее одномоментный подрыв, сила взрыва может сравниться по мощности с детонацией авиабомбы массой 500 кг.
Самой скверной репутацией у медиков пользуются петарды и фейерверки китайского производства. По их словам, можно выделить три основные причины травмирования петардами. Многим дешевым петардам даже незначительного внешнего нагрева хватает для того, чтобы они срабатывали. Купившие петарду дети, а нередко и взрослые, кладут ее в боковой карман брюк. Во время ходьбы или бега петарда нагревается примерно до 40 градусов и самопроизвольно срабатывает.
Вторая распространенная травма от петард - моментальное срабатывание на рывок приводящего шнура или запального фитиля.
Третья причина травм, пожалуй, самых тяжелых - замедление взрыва петарды. Это когда фитиль прогорел, а петарда не сработала. Многие по ошибке спешат к “замершей” петарде, берут ее в руки, подносят к глазам и норовят посмотреть, почему же она не взорвалась. В этот момент, как нарочно, и происходит взрыв.
Автор: «Итоги.ru»