Кому на Руси жить хорошо?
Таким был вопрос президента Путина к стране. Ответ из Приморья в кадре и за кадром. 24 декабря президент Владимир Путин фактически дал интервью своему народу. Подобного опыта общения главы государства с населением с подключением всех возможных систем связи не было не только в практике России, но и вообще в мире.
Если кратко подводить первые итоги этой политико-телекоммуникационной акции, то можно утверждать, что это было интервью наоборот: не народ спрашивал о чем-то президента, а Владимир Путин в течение двух с половиной часов прямого эфира выяснял у подведомственного ему населения – как жизнь? Это была интерпретация в духе ХХI века извечного русского вопроса – «Кому на Руси жить хорошо?».
Владивосток был избран единственным из всех дальневосточных городов в качестве вопрошающего. Всего в программу (условно назовем ее «Президент беседует с народом») было включено 10 населенных пунктов, из которых люди могли задать вопросы Путину напрямую, видеть его, слышать и общаться напрямую. Уже в 12 часов дня 24 декабря на центральной площади стали разворачиваться передвижные телевизионные станции и иное оборудование. Эфир начался в 19 часов по владивостокскому времени. Техническая сторона телеэфира обеспечивалась инженерно-технической дирекцией ТГТРК «Владивосток» под неусыпным контролем ее директора Сергея Карпенко. И ни единого сбоя телетехники Владивостока не допустили.
Две центральные телекомпании - ОРТ и РТР – выставили в качестве ведущих в Москве своих звезд Екатерину Андрееву и Сергея Брилева. По пять корреспондентов из центральных аппаратов РТР и ОРТ разъехались по десяти городам. «Засланные» журналисты должны были обеспечить столичный уровень профессионализма в ведении программы с мест, а также пресечь возможные поползновения через прямой эфир «порешать» некие местнические задачи. Во Владивосток прибыл корреспондент программы «Время» из ОРТ Антон Верницкий. Он и выбирал людей, задавших вопросы Путину на центральной площади Владивостока. Вот как это выглядело в эфире:
А. ВЕРНИЦКИЙ: Добрый вечер, Москва. 9302 километра до столицы. Вы видите, сколько народу собралось здесь, желающих задать вопрос президенту. И я не откладываю в долгий ящик. Пожалуйста.
ВОПРОС (г. Владивосток): Добрый день, Владимир Владимирович.
В. В. ПУТИН: Здравствуйте.
ВОПРОС: Я преподаватель детской школы искусств. У меня очень важный, жизненно важный вопрос для нашего края. Цены на свет и тепло непомерно растут. И никакая зарплата, конечно, не угонится за этими ценами. Скажите, будет ли решаться вопрос на государственном уровне по этому поводу? Или нас отдадут на откуп РАО “ЕЭС”?
Спасибо.
В. В. ПУТИН: Должен вам сказать, что вообще и РАО “ЕЭС” не чужая для государства компания. Но, разумеется, ни одной компании мы ни одного человека, не то что целый край, отдать не можем и делать этого не будем. Вообще, это большая государственная проблема - энергетическое снабжение такого края, как Приморье, вообще всего Дальнего Востока.
Должен сказать, что еще в советские времена, к сожалению, не было создано устойчивой системы тепло- и электроснабжения края. Вы знаете, что край в значительной степени работает на привозном топливе, на дорогих мазутах и дорогих углях, которые приходится везти либо из Якутии, либо из других регионов страны. Недостаточно развита и передающая электросеть.
Вместе с тем государство и, конечно, прежде всего РАО “ЕЭС” при поддержке государства намерены осуществлять ряд программ, которые будут развивать эту сферу. Одна из них - это Бурейская ГЭС, вы знаете, в Амурской области. Планируется ее ввод в строй во втором квартале 2003 года. Мы будем продолжать развивать энергетику на Камчатке. Там недавно пущена в строй геотермальная электростанция и продолжается разработка газа. Правительство долго думало на тему о том, стоит ли заморозить строительство электростанции в Магадане. Принято решение продолжить это строительство. Она будет введена в строй, правда, несколько позже, чем Бурейская ГЭС.
Все это вместе плюс еще дополнительные усилия государства и компаний, которые работают в этой сфере, должны дать положительный эффект. Но, к сожалению, нельзя только этим ограничиться. Нам нужно в целом реструктурировать вообще всю систему снабжения населения, тем более такого важного для страны края, как Дальний Восток, теплом и электроэнергией. Нужно приводить в соответствие цены между потребителями и производителями электроэнергии и тепла, выстраивать естественные нормальные экономические отношения. Разумеется, население не должно чувствовать на себе сложности этого процесса, и рост доходов населения, конечно, должен опережать рост тарифов и цен.
БРИЛЕВ: Я предлагаю, пока у нас еще Владивосток на связи, может быть, еще один вопрос Владивостока, благо, поздно там.
А. ВЕРНИЦКИЙ: Спасибо, Москва. Я продолжу, далеко не пойду. Вы видите, сколько желающих у нас здесь вокруг. Вот, молодой человек.
ВОПРОС: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
У меня такой простой вопрос. Вы все время говорите: “Реформы, реформы”, а вот мне как простому студенту, как и большинству приморцев, здесь собравшихся, в общем-то и непонятно, что это такое.
Возьмем, к примеру, жилищную реформу, о которой вы очень часто говорите, а на самом деле как будто бы ничего не реформируется. Что мы видим? Размеры квартплаты растут, а трубы ржавые в квартирах все по-прежнему текут. Растолкуйте, господин президент, что это за жилищная реформа, в чем суть и для чего она нам нужна?
В. В. ПУТИН: Спасибо вам за этот вопрос. Действительно, мало что происходит в этой сфере, но надо сказать, что реформы-то и не начинались, есть только разговоры по поводу этой реформы.
Система ЖКХ, проблемы в ней складывались годами и не только за последние 10 лет. Вы достаточно молодой человек, я тоже себя старым не считаю, но помню, и люди моего поколения помнят прекрасно массу анекдотов про водопроводчиков еще советского времени: то гайки нет, то труба полетела, то там потекло, то здесь протечки - всегда это было. Недостаточное финансирование продолжалось десятилетиями. Но в советские времена, хоть и числилась вся эта собственность за муниципалитетами, фактически финансировалась из центра, потому что руководители соответствующих так называемых плановых комиссий исполкомов ездили в Москву либо в областной центр, “вышибали”, как они говорили, выбивали ресурсы, и потом все это опускалось вниз, вплоть до ЖЭКов. Всего не хватало, было недофинансирование, все потихонечку загнивало, но в общем как-то держалось на плаву.
Начиная с 90-х годов вся эта система ЖКХ реально была передана в муниципалитеты, а их финансовые возможности и бюджетные возможности, конечно, абсолютно не соответствуют потребностям этой системы ЖКХ.
Поэтому здесь очень многое нужно сделать, и главное - нужно начать с того, чтобы деньги, которые и сегодня государство выделяет, в том числе из центрального, из федерального бюджета на эту сферу, шли не предприятиям-монополистам на места (неважно даже, частные они либо государственные, важно то, что они монопольное положение занимают), а шли непосредственно людям, вам, другим собственникам жилья. Вот когда люди на своих личных счетах, специальных, конечно, на личных счетах будут аккумулировать эти средства, создадут товарищества пользователей либо собственников жилья и будут сами заказывать эти услуги, тогда эти деньги государства будут работать гораздо более эффективно.
По подсчетам специалистов, и денег потребуется процентов на 20 меньше, чем сегодня мы тратим на эту сферу. Кроме этого будет достигнут и другой эффект, немаловажный для нашей страны, население которой, в общем-то, небогатое, а именно: государственная помощь будет направляться именно тем людям, которые нуждаются в этой помощи, а те люди, у которых высокий доход, те должны будут платить полным рублем.
Владивостоку было уделено президентом 9 минут из более чем двухчасовой программы. Двое приморцев задали свои вопросы напрямую. То ли в спешке, то ли от волнения они забыли представиться в эфире, но страна должна знать имена своих героев, тем более что она их уже видела. Оказалось, что приморские интервьюеры президента – самые обычные горожане. Это Иван Петрович Шевцов, директор художественной школы №8 города Владивостока, он задавал вопрос об энерготарифах. А бойкий юноша, обозвавший президента «господином», студент 2-го курса ДВГУ Сергей Анцигин.
По словам Валерия Бакшина, председателя ТГТРК «Владивосток», никакой организации тематики вопросов со стороны Москвы не было, хотя и была попытка некоей рекомендации из администрации президента, однако она не была принята во внимание. Главным было обеспечить надежную техническую составляющую диалога президента с народом и определенную степень безопасности. Вторая задача выполнялась на площади сотрудниками УВД Приморского края.
Пропрезидентский Интернет-ресурс «Страна.Ру» открыто обозначил, что задача недопущения в эфир хамских, конкретно политизированных вопросов, предупреждения возможных эксцессов и выходок была одной из главных для успеха такой акции. «Не было допущено теоретически возможных в ситуации прямого эфира маргинальных реплик, и почти не было повторения уже заданных вопросов. Все это сделало диалог Владимира Путина с гражданами интенсивным, интересным и зрелищным, начиная с таинственного выхода президента РФ из-за полотнища государственного флага и заканчивая личными вопросами о семейных традициях встречи Нового года», - написали комментаторы «Страны. Ру».
Но вот вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» сам президент так вслух и не задал своему народу. А было бы интересно услышать ответ…
Автор: Владимир ОЩЕНКО, «Владивосток»