Бегущий по волнам
Российские конструкторы завершают создание поисково-спасательного экраноплана - аппарата,не имеющего мировых аналогов.
На судостроительном заводе “Волга” под Нижним Новгородом в режиме строжайшей секретности подходит к концу сооружение самого большого в мире аппарата-амфибии. Эту не имеющую аналогов летающую машину конструкторы называют экранопланом нового поколения. Тактико-технические данные аппарата уникальные. Стоимость проекта около 90 млн. долларов.
Уникальная разработка нижегородских конструкторов до сих пор была недоступной для посторонних глаз. Но для “Итогов” было сделано исключение. Мы побывали на стапелях “Волги”, где строится этот полусамолет-полукорабль, получивший гордое имя “Спасатель”.
“Русские блефуют”
Точного ответа на вопрос, что же такое экраноплан - плавающий самолет или все же летающий корабль, до сих пор не знает никто. Даже знаменитый советский конструктор, создатель технологии экранопланов Ростислав Алексеев, чьим именем сейчас названо Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) по судам на подводных крыльях, не смог точно определить сущность своего фантастического детища. Нынешний главный конструктор ЦКБ Владимир Кирилловых, на чьи плечи легла забота по доведению “Спасателя” до совершенства, считает, что экранопланы - это скоростные низколетящие суда, использующие при движении эффект экрана, многократно увеличивающий несущие свойства крыла. Для того чтобы экраноплан взлетел, необходима большая отражающая поверхность - экран. В качестве него может использоваться водная гладь, снежное или ледовое поле или любая ровная земная поверхность.
Парадокс состоит в том, что идея экраноплана родилась еще во времена существования СССР. Но тогда эти уникальные аппараты так и не смогли завоевать себе место под солнцем. А ведь, казалось, перспективы у них были самые радужные. На испытания первого экраноплана СМ-1 в 1961 году в Сормово прибыл Дмитрий Устинов, тогда курировавший в Совете министров оборонную промышленность. Высокого гостя так поразил новый проект, что он сумел убедить руководство страны в необходимости запуска в серию аппарата именно в военных целях. Уже в 1962 году в ЦКБ полным ходом шли работы по созданию боевого экраноплана противолодочной обороны массой 450 тонн. Спустя два года ученые уже трудились над десантным экранолетом Т-1. А 22 июня 1966 года на воду был спущен экраноплан КМ (“Каспийский монстр”). Этот исполин имел длину более 100 м и развивал скорость до 520 км/ч. Несмотря на более чем внушительные размеры, экраноплан имел фактически авиационную скорость, но летел над водой на предельно малой высоте, что делало его незаметным для радаров и систем ПВО противника. Владимир Кирилловых вспомнил по этому поводу вот такую историю: “Испытательный полет КМ над водой был зафиксирован американским спутником-шпионом. Около 30 генералов и экспертов Пентагона и НАСА внимательно изучили фотографии. 27 из них заявили, что это техническая авантюра и русские блефуют, и только трое специалистов НАСА утверждали, что Россия создала принципиально новый и очень эффективный вид вооружения”.
По заказу ВМФ
В 1992 году в недрах Минобороны РФ появился план создания принципиально нового образца военной техники, предназначенного не для несения смертоносного оружия, а, напротив, для выполнения исключительно гуманитарных задач. Например, заниматься поиском и спасением людей, терпящих бедствие на морских просторах. Так и родилась идея создания “Спасателя”. Непосредственным заказчиком нового экраноплана выступает Военно-морской флот. Все эти годы разработчикам уникального аппарата хронически не хватало средств, чтобы довести его до ума. Конверсия и отсутствие госзаказа фактически привели в середине 90-х к консервации проекта.
Ряд трагических событий, таких, как гибель подводных лодок “Комсомолец” и “Курск”, катастрофа парома “Эстония”, падение в море сбитого украинской ракетой Ту-154, показавших, что существующие морские спасательные и поисковые средства явно устарели, заставили вновь вспомнить об экранопланах. Было решено форсировать строительство мобильного многофункционального судна, способного в считанные минуты преодолеть несколько сот километров, сесть на воду или лед, начать спасательную операцию, а в случае необходимости не менее успешно действовать и на суше. По сути состоялось второе рождение “Спасателя”. Если все пойдет благополучно, то уже в будущем году на Ладожском озере наконец состоятся его испытания.
Вот что рассказывает о своем детище Владимир Кирилловых: “При водоизмещении больше 400 т “Спасатель” способен развивать крейсерскую скорость около 550 км/ч. Дальность полета - до 3 тысяч км. Он может подниматься в небо на высоту до 3 тысяч метров, при этом потребление горючего у машины значительно ниже, чем у самолета, хотя двигатели применяются на нем такие же, как и на Ил-86, - турбореактивные НК-87. У экраноплана их восемь. Над морем “Спасатель” способен скользить на высоте от одного до четырех метров - это самый экономичный режим. Экраноплан может взлетать и садиться в условиях пятибалльного шторма, при этом спасательные средства разворачиваются прямо на его крыльях. И все это происходит на глазах у руководителя спасательной операции, чья кабина находится в хвосте корабля на высоте 20 м от поверхности воды”.
Планируется, что в машине длиной 73 м и с размахом крыльев 44 м может расположиться госпиталь с операционной, реанимацией и ожоговым центром.
В ЦКБ считают, что появление “Спасателя” могло бы стать хорошим поводом для создания всемирной службы спасения на основе экранопланов. Необходимость такой службы, полагают в ЦКБ, очевидна: ежегодно в морях и океанах терпят бедствие несколько сотен только крупных судов, гибнут тысячи людей - чаще всего потому, что помощь приходит к ним с большим опозданием. Самолеты, которые обычно используются для поиска потерпевших бедствие судов, выражаясь языком специалистов, далеко не самое активное спасательное средство. Они лишь могут сбросить на воду плоты. Что же касается спасательных судов, то они могут эффективно работать в радиусе около полусотни миль, да и то если шторм невелик. Вертолеты, в свою очередь, обладают малой вместимостью. А экранопланы позволяют решить целый комплекс проблем. На “Спасателе”, к примеру, будет установлена сложнейшая аппаратура для поиска пострадавших, члены экипажа за пять минут смогут развернуть надувные лодки с подвесными моторами. А начать движение к цели летающий корабль может уже через четверть часа после получения соответствующего приказа.
Экраноплану при дрейфе не страшен ураганный ветер силой до 40 метров в секунду, пятиметровой высоты волна: он ведет себя в таком случае как обычный поплавок. Крылья его устроены так, что сглаживают волну, а сзади судна образуется тихая бухточка, где и принимают пострадавших. Кстати, пятьсот человек - это количество людей, с которыми “Спасатель” может взлететь. Просто взять на борт он может и семьсот - восемьсот человек и находиться в штормовом море до прибытия помощи.
Владимир Кирилловых утверждает, что в технологии строения экранопланов Россия обогнала другие страны лет на двадцать. “В мире много различных амфибий, но все они не пригодны для использования на море, - говорит он. - Сегодня только Россия владеет технологией создания именно морских экранопланов. “Спасатель”, конечно, не станет панацеей от катастроф - он просто способен очень быстро прийти на помощь в той ситуации, когда счет человеческим жизням идет на минуты”.
Автор: "Итоги.ru"