Браконьеров осудили, крабов выпустили на волю

В Ленинском районном суде Владивостока закончено рассмотрение дела в отношении ООО «Компания Океан-94», занимавшегося контрабандным выловом морепродуктов.

11 дек. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1089 от 11 дек. 2001
В Ленинском районном суде Владивостока закончено рассмотрение дела в отношении ООО «Компания Океан-94», занимавшегося контрабандным выловом морепродуктов.

Случай показательный: в судебной практике Дальнего Востока это едва ли не первое подобное дело. Как рассказали в пресс-службе Дальневосточной оперативной таможни, это стало возможно благодаря оснащению службы большими таможенными судами (БТС). Теперь браконьеров и контрабандистов можно ловить с поличным, а значит, и наказывать, предъявляя в суд доказательства их вины.

31 мая этого года сотрудники оперативной таможни на БТС «Павел Верещагин» в ходе проведения оперативных мероприятий по пресечению контрабанды биоресурсов в районе острова Фуругельма обнаружили судно, все опознавательные знаки которого (название, бортовой номер) были замаскированы. Когда «Верещагин» стал приближаться, «летучий голландец» на всех парах попытался покинуть территориальные воды России, выполняя при этом опасные маневры. Находившемуся на борту «Верещагина» СОБРу пришлось брать неизвестное судно штурмом. Только после того, как люди в масках и с автоматами оказались на его борту и проникли на капитанский мостик, судно остановилось.

Позже выяснилось, что это была рыболовная шхуна «Парамушир-102», принадлежащая ООО «Компания Океан-94», зарегистрированному в Южно-Сахалинске. На борту шхуны таможенники обнаружили 719 килограммов еще живого краба (это 1170 особей), выловленного в территориальных водах Российской Федерации.

Учитывая обстоятельства задержания «Парамушира-102», а также отсутствие на борту судовых регистрационных документов, судового и промыслового журналов и лицензии на ведение промысла биоресурсов, таможенники пришли к выводу, что краб был добыт незаконно, а затем экипаж пытался перевезти его через границу, минуя таможенный контроль, то есть совершить контрабанду.

По заключению экспертов, стоимость краба составила 100 тысяч 674 рубля, что является крупным размером контрабанды.

По данному факту было заведено дело о нарушении таможенных правил, а в отношении капитана судна возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 188 УК РФ «контрабанда».

В процессе расследования дела сотрудники оперативной таможни работали в контакте с японской стороной, которая предоставила данные, свидетельствующие о том, что «Парамушир-102» ранее неоднократно заходил в японские порты, где сдавал партии краба. Общий вес улова составил порядка 60 тонн, и при этом ни разу не проходил таможенного оформления. То есть – опять контрабанда.

Суд, рассматривавший дело о нарушении таможенного законодательства, постановил взыскать с предприятия-нарушителя штраф в размере 100 процентов стоимости контрабанды и взыскать в доход государства полную стоимость судна. Итоговая сумма составила почти 6 с половиной миллионов рублей. Правда, решение суда еще не вступило в силу, поскольку сторона-ответчик имеет право в 10-дневный срок его обжаловать.

Что же касается капитана шхуны, то возбужденное против него уголовное дело было прекращено следствием Владивостокского ЛУВД на морском транспорте. В ответ Дальневосточная оперативная таможня обратилась в ген-прокуратуру с заявлением о пересмотре решения следственных органов.

«Дело «Парамушира» первое, но не последнее. Сейчас в ДВОТ для передачи в суд собираются материалы по факту задержания СРТМ «Громобой», принадлежащего владивостокской компании «Дальфин».

Задержано оно было в ночь с 25 на 26 ноября в районе крабового промысла севернее поселка Пластун. «Громобой» тоже пытался уйти от таможенников в японские территориальные воды. На борту его обнаружили три с половиной тонны живого камчатского краба. Осмотрев улов, часть его (преимущественно самок) представители спецморинспекции выпустили обратно, в естественную среду обитания. Судно-нарушитель было отконвоировано во Владивосток для дальнейшего разбирательства.

Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, «Владивосток»