Слабое звено
Череда закрытия медучреждений и сокращения коечного фонда в крае продолжается.
Три аспекта новой медицины
Жила-была одна больница: лечила, план выполняла, да и беспомощным старикам во внимании не отказывала. Вот только не думали ни врачи, ни пациенты этой больницы, что скоро такому существованию может прийти конец. Под этой историей могут подписаться многие медучреждения края, но на сей раз под ударом оказалась МСЧ “Дальзавода” во Владивостоке. Не без горечи вводит меня в курс дела Татьяна Дешпет, временно исполняющая обязанности главврача.
В этом вопросе есть несколько аспектов. Финансовый: что выгодней? Программа государственных гарантий запланирована на одну сумму, а в медучреждения приходит другая, меньше необходимой. Не так уж много денег поступает из фонда обязательного медицинского страхования. По ныне действующим тарифам (еще 96-го года!) в день на питание больного выделяется 12 рублей 40 копеек, затраты на медикаменты от 18 до 125 рублей (в зависимости от отделения). Только одна бутылка физраствора стоит 26 рублей, при том что лечение в реанимации или кардиохирургии в реальности намного больше даже 125 рублей.
Аспект политический: кто в доме начальник? МСЧ “Дальзавода”, с 1943 года обслуживающая работников промышленных предприятий, финансировалась из городского бюджета. На деньги “Дальзавода” были построены здания и сооружения. Но они в 94-м году переданы на баланс городской администрации. И все же многие по привычке считают, что больница по-прежнему относится к заводу. Стало быть, нет завода – нет больницы. Слово “Дальзавод” оставлено в названии стационара, как говорится, для истории.
Здесь большой многопрофильный лечебно-диагностический комплекс, шесть специализированных отделений плюс уникальное отделение сестринского ухода, где лежат больные, нуждающиеся в чужом уходе. В поликлинике принимают врачи 15 специальностей. Конечно, коллектив волнуется. Как себя поведут вышестоящие инстанции? Возможно, время не терпит и решения нужно принимать быстро. Но за каждым из них стоят люди.
Стационаров, способных заменить МСЧ “Дальзавода”, поблизости нет. По хирургии медсанчасть дежурит ежедневно, и пациентов очень много.
Социальный аспект не менее болезненный: кто оказался под ударом? За всем этим стоит большой коллектив врачей. Если больницу закроют, то придется уволить много специалистов. Причем 70 процентов врачей и медсестер уже вряд ли смогут устроиться на работу.
Необходимо все просчитать, минимизировать затраты. Может быть, частично перевести койки на дневной стационар? Или вернуть МСЧ “Дальзавода” на бюджетное финансирование? А может, перепрофилировать? Что будет дальше? Врачи не знают и пока реального выхода не видят.
А город не хочет
- Больницу мы не сократим и будем стоять за нее до последнего, - заверил начальник городского управления здравоохранения Владивостока Виктор Струков. – Сегодня было бы целесообразно оставить прежнюю схему финансирования МСЧ “Дальзавода” из двух источников – из ФОМСа, а также из городского бюджета. При этом бюджет оплачивает коммунальные услуги, содержание зданий, капитальные ремонты и закупку медицинского оборудования. Если рассматривать вопрос о переводе медсанчасти на полное финансирование из городского бюджета, то в этом случае для города необходимо выделить дополнительные дотации из федерального трансферта в размере 48,3 миллиона рублей. Дальнейшая судьба МСЧ “Дальзавода” сейчас обсуждается на согласительной комиссии, однако окончательное решение будет принимать дума Владивостока.
Два слова о программе
О той самой, по которой в крае закрываются медицинские учреждения и сокращается число коек.
- В сентябре 1998 года постановлением правительства РФ была утверждена программа государственных гарантий по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью, - поясняет Наталья Полещук, заместитель руководителя департамента здравоохранения Приморского края. - Программа содержит перечень видов услуг, которые гарантируются населению за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта федерации и муниципальных образований, средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Правительство утвердило и объемы помощи. Любой субъект федерации должен строить свои программы в соответствии с этим документом.
Процесс “урезания коек” довольно сложный. С момента постановления прошло три года. Объемы помощи на территории Приморского края, а самая дорогая - это стационарная и скорая помощь, всегда были в избытке. Дело в том, что раньше было престижно открывать новые больницы. Но ведь тогда развивалась промышленность. Кроме муниципальных учреждений здравоохранения появлялись ведомственные больницы и поликлиники. Когда в бюджетах всех уровней доходная база перестала стыковаться с расходной, стали понимать, что огромную сеть здравоохранения обеспечить финансами невозможно. Многие предприятия, пополняющие доходную базу бюджета, закрылись. Плюс ко всему стала сокращаться численность населения. Нам надо все это приводить к нормативам - под те деньги, которые имеем. И вот начался сложный процесс реформирования здравоохранения, который идет у нас уже несколько лет.
- Как определяете, кто лишний?
- Кроме нормативов учитываем уровень заболеваемости, насколько выполняются объемы стационарной, амбулаторно-поликлинической, скорой помощи. Поэтому предлагаем каждой территории оптимизировать структуру, то есть привести ее к реально выполняемым объемам медицинской помощи. На сегодня финансовая обеспеченность программы на 2002 год составляет 50 процентов от нормативной стоимости по всем статьям затрат. Где взять деньги? А мы ведь еще должны гарантировать заработную плату с повышением с 1 декабря, обеспечить расходы на содержание лечебно-профилактических учреждений, поскольку зданий и сооружений сократилось мало. Коммунальные платежи занимают немалую долю расходов, а все, что остается, приходится растягивать на питание, медикаменты и другое.
С января прошлого года по ноябрь нынешнего в краевых и муниципальных учреждениях здравоохранения сократили 3 тысячи коек. Часть из них перепрофилировали в койки дневного пребывания, обеспеченность которых составляет всего 59 процентов. Но не всегда материальная база поликлиник позволяет открыть дневной стационар.
- Какого передела ожидать в следующем году?
- На будущий год мы не планируем большого сокращения коек. Сейчас следует вести речь не о закрытии медицинских учреждений, а о перепрофилировании, о структурных изменениях внутри коечного фонда. Планируется внедрение страховых медицинских организаций, которые позволили бы обеспечить реальную защиту прав застрахованных, усилить вневедомственную экспертизу качества медицинской помощи и обеспечить жесткий контроль за целевым использованием средств. Эти организации будут работать и по добровольному медицинскому страхованию сверх программы госгарантий. По программе ОМС на 2002 год планируется расходы на питание довести до 25 рублей, на медикаменты - до 40 рублей.
- А дефицит в 50 процентов?
- Мы пытаемся все-таки решить вопрос по увеличению платежа за неработающее население, то есть увеличить доход по программе ОМС. Для этого необходимо 400 миллионов. А вот сколько удастся получить и удастся ли? Поэтому к каждой территории мы подходили очень и очень жестко. Но одно дело – район, где большая площадь, сеть ФАПов, участковая больница, центральная районная больница. Другое дело – территория города Владивостока, где помимо муниципальных учреждений здравоохранения сеть краевых и ведомственных. Здесь несколько уровней оказания медицинской помощи, которые позволяют населению рассредоточиться и получать медицинскую помощь. Поэтому Владивостоку мы установили строгий норматив в соответствии с программой госгарантий. На краевом уровне закрыта детская краевая больница на 80 коек, пациентов рассредоточили в центр охраны материнства и детства и в городскую клиническую больницу на Садовой без увеличения коечного фонда. Закрыто арендуемое у ОАО “Дальприбор” помещение под краевую больницу ветеранов войны и труда на 100 коек. Стационарная помощь ветеранам оказывается на базе МСЧ строителей, которая реорганизована в госпиталь ветеранов войн. Там количество коек увеличилось на 40. За счет этих больниц получилось чистое сокращение 140 коек.
Медицина должна перестать быть убыточной – нехитрый девиз нового времени. А пути перехода нашлись довольно болезненные. Работать, как прежде, у медучреждений уже не будет возможности - не позволят финансы и программы. Очень не хочется верить, что в большой игре под названием “Политика и экономика” медицине скажут: “Вы самое слабое звено. Прощайте!”
Автор: Ирина ИВАНЮШИНА, «Владивосток»