Инвалиды по зрению, в коридоре «Стройсь!»
Неиссякаемая очередь теснится возле этого врачебного кабинета в поликлинике № 9 Советского района Владивостока.
- Предварительной записи там нет, а высидеть целый день в коридоре мы с внуком не смогли, вернулись домой, - позвонила в редакцию “В” огорченная бабушка Зоя Прокопьевна. – Если в декабре мы так и не сумеем попасть на осмотр, то с нового года мальчик не будет получать свою пенсию по инвалидности.
Оказалось, что медики районной поликлиники в создании упомянутой ежедневной очереди пациентов у кабинета № 33 не виноваты. Просто здесь арендует помещение офтальмологическое бюро медико-социальной экспертизы края. Со всего Приморья едут сюда люди установить или вовремя подтвердить – чтобы не остаться без пенсии – имеющуюся инвалидность по зрению.
- Раньше тут проходили комиссию только взрослые, а теперь и дети тоже, - сообщила корреспонденту “В”, попутно успокаивая расшалившихся в долгой очереди ребят, мама Миши и Оли. – У нас у обоих врожденная патология, и до этого года мы оформляли необходимые документы без всяких хлопот на улице Русской, 76, в кабинете охраны зрения при детской поликлинике.
- А здесь надо сначала занять одну очередь, чтобы зарегистрироваться – завести карточку, после этого можно занимать вторую, уже непосредственно к врачам, - поясняет мама трехлетней Кати из Уссурийска. Все это уже успели сделать ее соседки по здешнему коридору – тихая девочка Сюзанна со своей мамой, выехав из Большого Камня автобусом в семь часов. Они терпеливо ждут, надеясь, что хотя бы к концу дня и перед Сюзанной откроется дверь заветного кабинета.
Надеется на это, как выяснилось, и руководитель офтальмологического бюро Галина Слизкина. Зачастую Галина Николаевна и другие специалисты задерживаются после официального окончания рабочего дня, стараясь все-таки принять тех, кто еще ждет в коридоре, особенно приезжих.
- У нас нынче действительно запарка, - вздыхает Галина Николаевна. – Во-первых, в крае, к сожалению, растет число людей с тяжелыми патологиями зрения, и они нуждаются в установлении инвалидности. Два года назад таких было 1800 человек, в прошлом году учет перевалил за две с половиной тысячи, а сейчас цифра подходит к трем...… Во-вторых, недавно на наше бюро, где изначально была комиссия только для взрослых пациентов, возложили и осмотр детей. К слову, вроде бы выделили в связи с этим, с возросшей нагрузкой еще полставки окулиста, но вышеназванные деньги так до нас и не дошли. А тем временем мы обследовали – вот, посмотрите журнал, - уже 385 детей.
…Похоже, и вправду нелегкие времена настали для краевого офтальмологического бюро, которое большинство инвалидов по старинке называют не иначе, как “глазная ВТЭК”.
Галина Слизкина, врач-офтальмолог Людмила Митрушкина, врач-реабилитолог Галина Бойко, старшая медсестра и медрегистратор трудятся, перекрывая любые рассчитанные для подобных комиссий нормативы, а очереди в бюро все равно не кончаются. Впрочем, об этом и не подозревает, например, 85-летний Николай Лыков, зрение которого краевая “глазная ВТЭК” проверила, как записано в документах на инвалидность, на дому.
А живет Николай Семенович на улице Островского в городе Лесозаводске. Не секрет, что многим жителям отдаленных районов Приморья съездить в краевой центр накладно. Поэтому сотрудники офтальмологического бюро вынуждены теперь практиковать выездные комиссии – то на три дня отправлялись в Лесозаводск, а недавно таким же образом работали в Спасске.
Кстати, поездка в Спасск не обошлась без приключений. Машина, которой пользуется “глазная ВТЭК”, давно дышит на ладан и как раз в пути сломалась. На буксире автомобиль с окулистами притащили в Черниговку. Спасибо тамошним медикам – они дали коллегам карету скорой помощи, которая и доставила комиссию в Спасск, а спустя два дня приехала за сотрудниками бюро. За это время в Черниговке починили, “подшаманили” их многострадальное авто.
Не очень-то, видно, волнуют край, вернее, приморские медико-социальные власти, те условия, в которых работает сегодня краевая глазная экспертиза. К примеру, пока не нашлось ей другого пристанища, кроме тесного кабинета № 33 в районной поликлинике на улице Дениса Давыдова. Заметим, что по утвержденным прежним Советом министров нормативам, которые никто не отменял, для деятельности таких комиссий должны быть предоставлены: “ожидальня” – 24 квадратных метра, регистратура – тоже 24, архив – опять же 24 “квадрата”, кабинет врачей и экспертов – 30 квадратных метров. Вот в последнюю цифру и укладывается совокупная площадь находящегося в распоряжении краевого офтальмологического бюро МСЭ “предбанника” с архивом, который берегут как зеницу ока (ведь здесь все связано с “инвалидными” пенсиями), плюс непосредственно кабинет, где за одним письменным столом фиксируют свои вердикты в документах два специалиста.
- Пациенты нам справедливо указывают – здесь, мол, до таблицы с рядами букв не пять метров, как полагается при проверке остроты зрения, а меньше, - говорит Галина Слизкина. – А мы их успокаиваем – да, мол, вы абсолютно правы, но мы сделали нужные расчеты и обязательно берем поправку на недостающее в этом кабинете расстояние.
Вот сколько разнообразных затруднений возникло в последнее время у “глазной ВТЭК” Приморья. И тем не менее, как заверили корреспондента “В” сотрудники офтальмологического бюро, те пациенты, которым полагаются пенсии по инвалидности, получат их в полном объеме, без перерывов, даже если до указанного в документе срока не успеют пройти обследование. Врачи-эксперты в своих справках специально, как они говорят, “делают связку” между намеченной и реальной датой прохождения комиссии, чтобы ни один день не пропал и инвалиды по зрению не оказались бы обделены ни на копейку из своих 660 рублей пенсии.
Автор: Светлана ЖУКОВА, «Владивосток»