Путепроводная лихорадка
Владивосток, как и хорошее пиво, всегда с пробкой. Вот уже несколько лет приморскую столицу лихорадит с утра и ближе к вечеру – многие владельцы автомобилей и пассажиры общественного транспорта устремляются на работу или по домам и попадают в дорожные заторы. Так уж получилось, что более-менее быстро из одной части города в другую раньше можно было добраться по путепроводу, который соединяет остановки “Некрасовская” и “Молодежная”. Однако сейчас это место вызывает только нецензурные слова владивостокцев.
Владивосток, как и хорошее пиво, всегда с пробкой. Вот уже несколько лет приморскую столицу лихорадит с утра и ближе к вечеру – многие владельцы автомобилей и пассажиры общественного транспорта устремляются на работу или по домам и попадают в дорожные заторы. Так уж получилось, что более-менее быстро из одной части города в другую раньше можно было добраться по путепроводу, который соединяет остановки “Некрасовская” и “Молодежная”. Однако сейчас это место вызывает только нецензурные слова владивостокцев.
“Некрасовскую” развяжут
Возможно, в скором времени, через год-два, ситуация в корне изменится, государство решило помочь разрубить гордиев, вернее владивостокский, узел и построить в краевом центре современную транспортную развязку.
На вопросы корреспондента “В” о том, что собой будет представлять усовершенствованный путепровод и как будет протекать его строительство, отвечает Леонид КЕЛЬНЕР, председатель комитета дорожного хозяйства края.
- В соответствии с постановлением губернатора на комитет дорожного хозяйства (КДХ) Приморского края возложена обязанность строительства, вернее расширения путепровода от остановки «Молодежная» до остановки «Некрасовская». Дело в том, что существующий сегодня путепровод фактически имеет всего две полосы движения – это одно из самых узких мест в городе. Технико-экономическое обоснование его усовершенствования уже подготовлено, сейчас оно проходит утверждение в Госстрое России. ТЭО разрабатывал “Приморгражданпроект” совместно с питерским институтом “Гипротрансмост”. И пусть возведение развязки это чисто городское дело, но губернатор поручил строительство нам. Более того, когда Приморье посещал министр транспорта, мы попросили его оказать содействие в реализации данного проекта, и министр пообещал, что государство поможет оплатить часть затрат на строительство и реконструкцию путепровода.
Скорее всего, государственные средства на строительство будут идти через Росавтодор, бывшее министерство автомобильных дорог. Возможно, что в 2002 году 600 миллионов федеральных денег уже будут в Приморье. Всего на этот проект требуется около 1,5 миллиарда рублей, строительство же должно производиться как на деньги из городской и краевой казны, так и из федеральной.
- Как скоро у владивостокцев появится возможность пользоваться усовершенствованным путепроводом?
- Вопрос довольно сложный – все зависит от финансирования. Если госбюджетные деньги поступят в следующем году без задержек, то уже в 2003-м мы запустим движение. Другой вопрос – если финансирования не будет, тогда неизвестно, когда строительство завершится. Однако в любом случае оно будет начато в 2002 году. Кстати, на время строительства движение по уже существующему путепроводу приостанавливаться не будет. Все выполняемые работы абсолютно не помешают автомобилистам, и пробок больше не станет.
На плане, который Леонид Иванович разложил передо мной, будущая транспортная развязка выглядит внушительно – широкая, шести- и восьмиполосная, со множеством новых съездов и подъемов. При этом ширина полос от 3,5 до 3,75 метра, в то время как сейчас она гораздо меньше. На будущий путепровод можно будет въехать не только от “Горводоканала”, но и со стороны трамвайной остановки “Некрасовская”. Появится и новый съезд на дорогу, ведущую в сторону Первой Речки, строительство которой пока только планируется. В длину развязка составит 2,3 километра и протянется от остановки “Некрасовская” до стадиона “Строитель”.
- Расширяться и усовершенствоваться путепровод будет за счет пристройки как справа, так и слева, в зависимости от местности. В основном в ход пойдут эстакады, хотя кое-где придется увеличивать насыпь. Кстати, практически ни одно здание, которое сейчас находится вдоль или под развязкой, не пострадает. Есть даже один гараж “Мостоотряда”, который не станут сносить, вместо этого будет разобрана его крыша, а внутри здания поставлена опора. После крышу можно возвращать на место. Однако придется делать очень много выносов и переносов кабелей, систем канализации и водопровода.
- Нуждается ли в ремонте и обновлении старый путепровод, ведь его строили довольно давно?
- Вне всяких сомнений. Та часть развязки, которая в районе остановки “Некрасовская”, будет перестраиваться. Впрочем, придется подновить практически всю эстакадную часть, проще говоря, мосты. Зато меньше всего реконструкции подвергнется неэстакадная часть развязки, находящаяся на земляной насыпи.
- Как была воспринята идея губернатора о возложении на краевой комитет дорожного хозяйства всех дел по строительству городского объекта?
- Без всяких проблем. Задача эта довольно почетная, а раз нам доверили ее, то здесь вывод один - в наши силы верят. Если честно, то данная работа для нас не впервой, с похожими объемами в крае мы сталкиваемся постоянно. А что касается работ, подобных этой, то наши подрядчики - спецы в своем деле. Они строят мосты любого размера и длины. Им даже приходилось возводить мосты через Амур в районе Комсомольска-на-Амуре и под Хабаровском.
- Леонид Иванович, мне кажется, что путепровод, который сейчас планируют создавать, будет использоваться довольно длительный срок, как долго он сможет удовлетворять потребности города?
- Он закроет потребность Владивостока сегодня, но строительство дополнительных полос развязки не является панацеей. В целом для города, чтобы организовать нормальное движение, нужны еще один-два выхода за город. Неважно, будут они идти параллельно или пересекаться, но если их не построить, то в скором будущем Владивосток столкнется с проблемой заторов если не в этом месте, так в другом. Дело в том, что наш город сам по себе расположен в очень сложной местности, он сразу загнал себя в угол еще при строительстве. Любой приличный город должен иметь две-три хорошие дороги, по которым можно выбраться за город. Кстати, сделать их довольно несложно. Первый вариант – вывести дорогу с ул. Выселковой, прямо посреди полуострова, в направлении Угольной. Эта трасса разгрузила бы центр города от автомобилей, идущих за город с противоположной стороны бухты Золотой Рог. Предложение о ее создании выдвигалось мною лет десять назад. Тогда я предложил городу совместно заняться строительством и общими усилиями провести эти работы, но предложение поддержано не было. Второй вариант – пустить часть автомобильного транспорта по трассе вдоль Уссурийского залива, так называемой шаморской дороге. Конечно, сначала нужно приучить автомобилистов выезжать из города не через центр, а через бухту Тихая, но в будущем это даст великолепные результаты. Кстати, данная дорога, насколько мне известно, в довольно неплохом состоянии. И, наконец, вариант третий – вдоль Амурского залива делать эстакады и вести их до Угольной, этот вариант вполне реальный, только очень дорогой. Хотя если привлечь инвестиции для создания данной трассы, то потом ее можно будет сделать платной.
- Вы считаете, это реально?
- Вполне, если исходить из физических возможностей – есть чем, где и как строить. А вот если смотреть с финансовой стороны, то возникают некоторые проблемы. Обычно дороги окупают себя очень длительное время, это ведь не ресторан, который начинает приносить доходы сразу после открытия. Дорога – это проект долговременный и очень затратный, строительством платных дорог занимаются в основном негосударственные учреждения, и лишь через сорок лет они попадают в федеральное ведение, за это время фирма должна вернуть свои деньги и получить прибыль. Платные дороги по своему предназначению призваны ускорить передвижение всех желающих из одного пункта в другой. Именно поэтому в таких странах, как Япония, с ее вечными заторами на улицах города, строятся магистрали, позволяющие домчаться до пункта назначения за считанные минуты. Основным условием для строительства платной дороги является количество транспорта, проходящего по нормальной неплатной трассе, – свыше 10 тысяч единиц в месяц. На отрезке пути Владивосток - Артем и Владивосток - Уссурийск такой объем транспорта есть.
Заторы прошлого века
Интересен исторический аспект путепроводной истории. Еще с начала прошлого века долина Первой речки считалась одним из главных естественных препятствий в транспортной схеме Владивостока. Уже тогда основное ядро города отсекалось от остальной части полуострова Муравьева-Амурского и от связи с краем. Правда, в генплане 1937 года путепровод через долину Первой речки не предусматривался, но дороги спускались на дно долины, пересекая на одном уровне железнодорожные пути. Валентин Аникеев, профессор ДВГТУ, кандидат архитектуры, уточняет - уже три путепровода-эстакады появляются в генеральном плане города от 1961 года. Первый и, можно сказать, основной, о необходимости которого говорят и по сей день, должен был проходить от проспекта Столетия через территорию нефтебазы с выходом на Северный проспект (ныне проспект Острякова). Кстати, вынос нефтебазы за пределы города предусматривался постановлением Совета Министров РСФСР от 1961 года и утверждался в последующих генеральных планах города в 1984 и 1989 годах.
Второй путепровод, нынешний Некрасовский, протягивается от улицы Областной (в районе кооперативного техникума) и выходит к улице Некрасова. Третий – от улицы Сельской на улицу Выселковую.
Основные потоки транспорта должны были направляться через первые два путепровода, путепроводу на Выселковой отдавалась вспомогательная роль. На деле же все получилось немного иначе. Транспортные потоки никуда не делись, они просто распирают Некрасовский путепровод, но и на Выселковой ситуация не лучше. Вспомните те дни, когда последний путепровод был закрыт в связи с ремонтом дороги после августовского ливня, въехать в город было невозможно, машины не один час простаивали в пробках. Оказывается, роль путепровода на Выселковой далеко не второстепенная.
Нынешняя Некрасовская развязка была построена в середине 60-х годов. Из-за ограниченности средств и сложности сноса строений путепровод построили на четыре полосы (12 метров по нормам того времени). Но не были выполнены два “лепестка клевера”: съезд на Океанский проспект в сторону Народного проспекта и главный въезд на путепровод с Океанского проспекта через улицу Некрасова. Сделать съезд помешали школа и два двухэтажных дома. Но школа уже давно сгорела, на ее месте расположился рынок, а в бывших жилых домах разместилось профтехучилище, ныне лицей.
Список нереализованных проектов можно продолжить. В генеральном плане 1984-89 года появляется четвертый путепровод с улицы Стрелочной на Снеговую. Транспортные потоки все увеличивались, поэтому путепровод на Выселковой предусмотрено расширить до четырех-шести полос и Некрасовский до шести-восьми (!).
В начале 90-х годов планировалось не только расширение Некрасовского путепровода, но и реконструкция основной автомагистрали от проспекта “Красного знамени” до улицы Русской. Но и этому проекту не суждено было реализоваться, а все потому, что ликвидировали управление капитального строительства (УКС), занимающееся этим вопросом, и изменили систему финансирования городского хозяйства.
Предусматривалось и строительство автомагистрали от проспекта Столетия до улицы Корабельно-Набережной. Эта магистраль появляется во всех генпланах начиная с 1961 года. И в этом проекте запланировано наличие путепровода через долину Первой речки на четыре полосы движения. Фактически это был бы дублер Некрасовского путепровода, который мог снять с него около 40 процентов нагрузки.
Выходит, что на данный момент во Владивостоке должно быть четыре путепровода, рассредоточенных по четырем направлениям, на 9-11 (!) полос движения в каждом направлении. Фактически же мы имеем лишь два путепровода на три полосы. Объективные и субъективные причины, недальнозоркость прежних начальников привели к полупараличу части Владивостока. Но обновленный Некрасовский путепровод в одиночку вряд ли сможет справиться с тем, что под силу лишь четырем.
Валентин Аникеев выделяет целый ряд мер, которые позволят Владивостоку навести порядок на автомагистралях. Это рассредоточение транспортных потоков по дублерам основных автомагистралей, введение одностороннего движения по параллельным магистралям, вынос трамвая на обособленное полотно или на улицы с минимальным движением. Список продолжает утопическая мера о запрете (при жестком контроле) стоянки транспорта на проезжей части улиц с интенсивным движением. Не помешало бы рассредоточить и конечные остановки маршрутов городского транспорта, ведь в одном месте не должно собираться более четырех маршрутов. А посмотрите, что творится на площади Адм. Фокина!
Выходит, что расширение Некрасовского путепровода лишь ненадолго решит проблему нормального движения. Более радикальные меры потребуют много времени и гигантских затрат. Но затраты эти государство, скорее всего, на себя больше брать не будет – чересчур много денег уйдет в один город. Городу самому придется решать свои транспортные проблемы. Возможно, еще несколько десятилетий владивостокцы проведут в пробках.
Автор: Ирина ИВАНЮШИНА, Ренат ЗАЙНУТДИНОВ, «Владивосток»