Выборы в ЗакС: явка провалена, приходите по весне…

Подведены предварительные итоги воскресного голосования по выборам депутатов законодательного собрания Приморья. Избраны 18 из 39 депутатов, поэтому до весны краевой парламент будет работать в прежнем составе.

11 дек. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1089 от 11 дек. 2001

Подведены предварительные итоги воскресного голосования по выборам депутатов законодательного собрания Приморья. Избраны 18 из 39 депутатов, поэтому до весны краевой парламент будет работать в прежнем составе.

Низкая активность избирателей, особенно во Владивостоке, Находке и Уссурийске, не позволила преодолеть 25-процентный барьер в большинстве округов (средняя явка по краю составила 24,8 процента). Законодательное собрание третьего созыва было бы легитимным при избрании двух третей, то есть 26 депутатов, но избрано менее половины, в том числе шесть - на второй срок. В одном из округов (№ 37) снятие кандидата с выборов по решению краевого суда привело к протестному голосованию, здесь также предстоят повторные выборы.

Официальные итоги выборов будут подведены только в пятницу, по мере получения подлинников протоколов окружных комиссий. На сегодняшний день в списке вновь избранных депутатов значатся:

ХМЕЛЬ Владимир Алексеевич (округ № 1)
НОВИКОВ Владимир Михайлович (№ 2)
СИДОРЕНКО Сергей Петрович (№ 3)
РОГОВОЙ Иван Павлович (№ 4)
КУЗНЕЦОВ Аркадий Иванович (№ 18)
ТРЕГУБ Сергей Васильевич (№ 19)
НИКОЛАЕВ Владимир Викторович (№ 23)
ПУШКАРЕВ Игорь Сергеевич (№ 24)
БУЧИРИН Геннадий Игоревич (№ 28)

ГАЕВОЙ Сергей Дмитриевич (№ 30)
ЛАЗАРЕВ Геннадий Иннокентьевич (№ 31)
ПИНСКИЙ Виктор Витальевич (№ 32)
СОПЧУК Сергей Андреевич (№ 33)
КОЖЕМЯКО Олег Николаевич (№ 34)
МОРОЧЕК Николай Николаевич (№ 35)
МАСЛОВСКИЙ Владимир Константинович (№ 36)
ХИЖИНСКИЙ Владимир Алексеевич (№ 38)
ГОСТРЫЙ Анатолий Николаевич (округ № 39)

Вчера на пресс-конференции председателя крайизбиркома Сергея Князева и представителей Центризбиркома Вячеслава Уварова и Владимира Раудина говорилось об отсутствии ясности в вопросах назначения даты повторных выборов и полномочий вновь избранных депутатов. Приморский закон, по которому проходили эти выборы, изначально предполагал проведение повторного голосования в 6-месячный срок со дня первого голосования. Но 19 сентября, уже после назначения даты выборов, депутаты ЗакСа внесли в закон изменения, уменьшив максимальный срок с полугода до трех месяцев. С учетом того, что выборы должны состояться не ранее 70 дней после их назначения (а оно возможно не ранее следующего понедельника), вероятной датой повторного голосования по новой редакции закона является воскресенье, 3 марта. Если же действующий ЗакС решит продолжать процесс своего переизбрания не торопясь (что было бы традиционно для Приморья), то крайним сроком будет воскресенье, 5 мая.

Что касается депутатских полномочий, то в законе есть противоречие, которое предстоит преодолеть: полномочия конкретного депутата исчерпываются с момента избрания нового депутата, а ЗакСа в целом – с момента избрания двух третей депутатского корпуса. Поэтому новички (их ровно дюжина) не будут обладить правом решающего голоса на заседаниях, но смогут их посещать и работать в избирательном округе.

По мнению Сергея Князева, основной причиной низкой явки является как раз 25-процентный минимальный порог. Для сравнения: в Хабаровском крае, где процент явки законодательно не ограничен, 9 декабря с. г. краевая дума была избрана с первого захода (в 23 из 25 округов) при средней явке 32 процента. Наличие довольно высокого барьера в приморском законодательстве позволяет избирателю игнорировать выборы в расчете на то, что они не состоятся и ничего не изменится, в том числе в худшую сторону.

Со своей стороны, добавим к этому целый ряд других факторов: низкое финансирование избирательной кампании (в Хабаровске, где избирателей в полтора раза меньше, на выборы было выделено в два раза больше денег – 36 миллионов против 18 млн. в Приморье), перенос за неделю до выборов ряда участковых комиссий на новое место и в целом недостаточная информированность избирателя о расположении участков, снятие за день-два до выборов кандидатов по 11 округам, ликвидация действующим составом ЗакСа института предварительного голосования, ограничившего права нескольких категорий избирателей.

С другой стороны, выборы органов представительной власти традиционно дают меньшую явку, чем при избрании исполнительной власти – глав, губернаторов и президента. Совокупность этих факторов, загодя проанализированная и где-то даже запланированная, позволяет действующей краевой администрации работать с уже «притершимся» депутатским корпусом. Кстати, выборы краевых парламентов 1-го и 2-го созывов также не обходились без осложнений: в 1994-м со второй попытки удалось избрать только 20 депутатов, в 1997 году крайдума незаконно продлила себе полномочия почти на год.

Автор: Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»