Война и «Мыл»
Роман-эпопея самого известного русского писателя нынешних дней Василия Аксенова трилогия «Московская сага», охватывающий самые трудные в нашей истории годы тревожного мира и страшной войны, заинтересовал кинематографистов. Начаты съемки сразу двух фильмов. Один - игровой полнометражный, другой – телевизионный, многосерийный.
Роман-эпопея самого известного русского писателя нынешних дней Василия Аксенова трилогия «Московская сага», охватывающий самые трудные в нашей истории годы тревожного мира и страшной войны, заинтересовал кинематографистов. Начаты съемки сразу двух фильмов. Один - игровой полнометражный, другой – телевизионный, многосерийный.
При этом актеры, режиссер, оператор, одним словом, вся съемочная группа – одни и те же люди.
Зрителям предстанет история семьи потомственного врача Градова, всю жизнь прожившего в Москве, в Серебряном бору. Его дети, а потом и внуки оказываются в центре событий страны, пережившей мрак эпохи, победившей в войне, выстоявшей в испытаниях.
Уже намечены актеры, которые будут играть главные роли. Это Александр Калягин, Александр Балуев, Алексей Кортнев, Чулпан Хаматова, Инна Чурикова, Игорь Кваша. Режиссер фильмов – Дмитрий Борщевский.
Московская журналистка Вита Рамм, в прошлом сценарист «Дальтелефильма», любезно предоставила газете «Владивосток» интервью с писателем Василием Аксеновым.
- Вы как-то сказали, что «Война и мир» - это та же «мыльная опера». Не слишком ли запальчиво?
- Знаете, soap – вовсе не синоним плохо рассказанной истории. Скорее это современная версия классического жанра семейной саги. При всем величии романа Толстого в его основе – идеальный сюжет для «мыльной оперы». Кстати, когда «Московская сага» вышла в США и во Франции, там сразу стали называть ее «Войной и миром» ХХ века.
- А с «Сагой о Форсайтах» не сравнивали?
- Нет. Но сам я держал в голове этот роман. Только Форсайты собирались на файф-о-клок, тогда как мои герои - все больше на очные ставки. Изначально моя сага была неправильно понята. Многие говорили, что написано о том, что все и так знают. Репрессии, «дело врачей», лагеря, война… Дело же совсем не в том, хорошими или плохими были Берия и Сталин. Дело в истории семьи, династии, трех поколений москвичей, сумевших сохранить себя и свой дом при всех напастях.
- Сколько серий нужно, чтобы уложить такой длинный сюжет?
- Задумано 12 серий. Но одна из самых сложных задач – воссоздать последовательно эстетику 20, 30, 40-х годов, войну, послевоенное время. Все эти проблемы в качестве художника-постановщика будет решать мой сын Алексей. Нелегко будет охватить географию фильма: Магадан, Воркута, Приморский край, Тбилиси, Берлин, Варшава. Современную Москву тоже непросто «загримировать» под довоенную. Полагаю, в столице сохранились дома, улочки того времени. Конечно, другие рамы в окнах, другие фонари…
- Есть ли у вас желание участвовать в режиссерской разработке?
- Только если попросят. Когда сочиняешь книгу – это все равно что снимаешь фильм. Стихийно выстраивается некий видеоряд. Об этом еще Булгаков писал в «Театральном романе». Особенно отчетливо видятся женские образы – не стандарт сегодняшнего Голливуда, а такие одухотворенные лица, как у Роми Шнайдер, Риты Хейворт. Это уже актрисы прошлого столетия. А из здешней жизни я выпал на 10 лет. За это время новые актеры стали знаменитыми. И я порой не знаю, о ком идет речь, полагаясь на выбор режиссера.
- Какое кино на вас повлияло в сознательном возрасте?
- Пожалуй, это Феллини. 60-е годы прошли под его колоссальным влиянием. Первым фильмом Феллини в СССР был «8 1/2», который получил Гран-при на третьем Московском кинофестивале. Другое имя – Тарковский. Я надеялся в душе, что однажды буду работать с Андреем – мы были дружны. Когда он остался на Западе, то, приехав в Вашингтон, жил у нас дома, говорил, что хочет поставить «Остров Крым». Но – не удалось.
Иные миры, иные времена
Любовь БЕРЧАНСКАЯ, "Владивосток"
Фантастика в широком понятии жанра, включающего в себя и фэнтези, и утопию, способна заинтересовать любого читателя. Предположим, человека не увлекают описания далекого будущего и космических битв, однако его могут привлечь иное прочтение нашего прошлого или настоящего, возможности человеческого ума или причудливые тропы эволюции… Гигантов всемирной фантастики – братьев Стругацких, Станислава Лема или Артура Кларка хотя бы раз в жизни, я думаю, читал каждый. Позвольте вам представить новые – относительно, конечно – имена.
Композитор звездных опер
Сергей Лукьяненко не новичок в жанре и его нельзя назвать молодым автором.
Миры Лукьяненко – это космические одиссеи, виртуальная реальность, параллельные миры, и это даже знаменитое НИИЧАВО, где продолжаются приключения Александра Привалова и профессора Выбегалло…
У автора есть несколько дилогий, или, пользуясь киношной терминологией, сиквелов. Повести “Звезды – холодные игрушки” и “Звездная тень” рассказывают о далеком будущем, где есть несколько сверхцивилизаций, обладающих супертехнологиями, и есть цивилизации, представители которых умеют что-то одно – например, легко переносить субпространственные прыжки, а потому полезные для высших существ. К таким “полезным” относится и Земля, раздираемая религиозными, территориальными и идеологическими войнами (главный герой – космонавт, размышляя о своей жизни, замечает, что мог бы жить и спокойнее, служить себе в ВВС России и “гонять вдоль границы шустрые самолетики украинских наркобаронов”), которой неожиданно выпадает шанс войти в содружество “высших” на равных правах. Однако дается это немалой кровью, большими разочарованиями и неожиданными открытиями…
“Лабиринт отражений” и “Фальшивые зеркала” переносят читателя в виртуальный мир, где можно выбрать любую внешность, придумать себе любую биографию, посетить публичный дом, в котором возможно исполнение любых фантазий… В этом мире люди проводят дни и ночи, забывая о реальности, там – с помощью специальных костюмов – можно играть в любую игру, присутствуя в ней, а не глядя на экран… В виртуальной реальности так легко получить свою дозу адреналина. Но именно в этом мире серьезные компании предпочитают хранить серьезные секреты, а потому профессия хакера становится одной из самых опасных для жизни…
Дилогия “Линия грез” и “Императоры иллюзий” отправит вас в очень далекое будущее, где Земля, Терра – центр огромной космической империи, населенной самыми странными существами, ведущей непрерывные войны с чужими. Здесь само понятие “человек” становится весьма и весьма расплывчатым, и здесь можно – правда, за большие деньги – стать бессмертным. Но по большому счету эта дилогия – попытка автора ответить на мучающий человечество вопрос: КТО, КАК и ЗАЧЕМ создал все это – нашу планету, нашу Вселенную, людей…
“Мальчик и тьма”, “Близится утро”, “Холодные берега” – эти произведения об иных измерениях, параллельных мирах, где живут люди, подчиняющиеся иной этике, иным заповедям, преклоняющиеся не золотому, а железному тельцу, но ищущие все те же вечные ценности – любовь, свободу, дружбу, правду, веру.
Классический образец космической оперы представляет собой “Лорд с планеты Земля”. Здесь есть инопланетная принцесса, чья любовь стоит жизни, есть множество населенных планет и планета запретная, планета-уродец – Земля, с которой, собственно, вопреки всем табу и приходит настоящий герой. Ему-то, благодаря весьма интересным и закрученным сюжетным ходам, удастся не только завоевать принцессу, снять с Земли табу, но и открыть одну древнюю и очень опасную тайну...
Тем же читателям, которые не рискнут сразу окунаться в большие произведения и вообще предпочитают малые форматы, видя в них истинное мастерство писателя, можно смело рекомендовать сборник рассказов Сергея Лукьяненко “Л – значит люди”. Не разочаруетесь.
Сэр тайный сыщик
Максим Фрай стремительно ворвался в мир фэнтези не так давно. Но его хроники Ехо потрясли, очаровали, влюбили в себя читателей с первой же книги. Приключения сэра Макса, попавшего в иной мир, где он нашел не только друзей, любовь, но и смысл собственной жизни, написаны легким, ироничным языком в захватывающем стиле погружения. “Лабиринт”, “Волонтеры вечности”, “Темная сторона” (в эту книгу входят ранее издававшиеся по отдельности собственно “Темная сторона” и “Вершитель”), “Наваждения”, “Власть несбывшегося”, “Болтливый мертвец”, “Лабиринт Менина”, “Гнезда химер”, “Мой Рагнарек” с первых же строк отправят читателя в мир, где магия – основа бытия, где есть Смерть на королевской службе и Мастер, пресекающий ненужные жизни, Мастер преследования бегущих и таящихся, где полным-полно мятежных магистров, живут эльфы, вурдалаки, оборотни, говорящие собаки, мудрые птицы – тамошний аналог компьютеров… Только там может найти себя человек, который предпочитает спать днем и работать ночью и совершенно не может существовать в мире, главный принцип которого “кто рано встает, тому бог дает”.
В каждой книге прослеживается эволюция героя, его взглядов на мир – нет, на множество существующих рядом Миров, в которые можно попасть случайно или целенаправленно, которые можно даже создать, если как следует захотеть; и в последних повестях сэр Макс – уже не тот жизнерадостный щенок, что вначале, но умудренный жизнью мужчина, умеющий, однако, удивляться ее чудесам.
Следует заметить, что две последние книги представляют собой не хроники Ехо, а рассказы о путешествиях сэра Макса в иные миры, один из которых - замысловатый компот из славянских мифов, легенд Индии и стран Океании (поверьте, ничего подобного вам еще читать не доводилось; отдельное спасибо автору за страмослябов, их обычаи и просто очаровательную лексику), а второй же – как можно понять уже из названия – вобрал в себя мотивы скандинавских преданий, греческих мифов и христианской мифологии, там вы встретите и Геру, и Одина, и все воинство Судного дня.
Искрометный юмор и убийственная ирония, свойственные книгам Макса Фрая, придают им дополнительную прелесть и очень способствуют легкости прочтения. Между прочим, лично я почти уверена в том, что Макс Фрай – отнюдь не реальная личность, а некая мистификация, плод коллективного творчества неких очень талантливых авторов. Существует клуб фанатов Макса Фрая и его страничка в Интернете (www. frei. ru). Хотите сами решить, есть такой человек или нет? Читайте!
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, "Владивосток"