Старинный менуэт у белого рояля

Зал выдохнул и замер завороженно, когда зазвучала изящная музыка Моцарта и на сцене появилась миниатюрная красавица в пышном кринолине, кружевах. В ее облике, манерах - от носочка крохотной туфельки до жеманно оттопыренного мизинчика – оживал придворный стиль эпохи Людовика ХVI. Казалось, танцовщица сошла с картины старинных французских мастеров.

30 нояб. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1084 от 30 нояб. 2001
Зал выдохнул и замер завороженно, когда зазвучала изящная музыка Моцарта и на сцене появилась миниатюрная красавица в пышном кринолине, кружевах. В ее облике, манерах - от носочка крохотной туфельки до жеманно оттопыренного мизинчика – оживал придворный стиль эпохи Людовика ХVI. Казалось, танцовщица сошла с картины старинных французских мастеров.

Но в ней все было подлинным: неподражаемая грация, одухотворенность, удивительная легкость. Даже белокурый парик не понадобился. Ее называют седой девушкой – за серебристую пышность прически.

Сидящая рядом дама полушепотом произнесла: ”Вы не поверите, но у этой женщины шестеро детей. и она на пенсии...”.

В тот дивный осенний вечер, когда в возрожденном Пушкинском театре шла презентация белого рояля и Ольга Ильинична Анисимова исполняла на сцене менуэт, у нее был двойной праздник. Благородный инструмент из позапрошлого века работы санкт-петербургской фабрики братьев Дидерикс обретал вторую концертную жизнь. Она спасла его в последний момент, узнав, что после упразднения одного из районных домов культуры чудо-рояль за ненадобностью хотели отправить… в костер.

Позже Ольге Ильиничне предлагали за этот музыкальный инструмент внушительную сумму - в долларах. Но она, несмотря на далеко не богатый стиль жизни, предпочла подарить рояль Пушкинскому театру. Здесь прошла ее молодость и осталась жить единственная и непреходящая любовь – танец.

“Душой исполненный полет”

А. С. Пушкин одной этой гениальной строкой дал когда-то самое верное определение сути русского балета.

Можно обладать безукоризненной фигурой, выразительным лицом, пластичными руками, врожденной музыкальностью, но при этом не стать настоящей танцовщицей. Для этого нужна еще трепетная, чистая душа, так тонко и много чувствующая… Ольга Ильинична, хрупкая изящная женщина с летящей походкой и пристальным взглядом каштановых глаз, с танцем неразлучна всю жизнь. Она танцует, как дышит.

Ее называли приморской Майей Плисецкой. За темпераментно-огневой, чеканно выверенный в движениях танец. За полет.

Еще ученицей десятого класса она пришла в народный театр музыкальной комедии, который работал в стенах Пушкинского театра - к Н. П. Метелевой. И сразу же окунулась в кипучую опереточную жизнь. “Вольный ветер”, “Белая акация”, “Трембита”, “Поцелуй Чаниты”, “Сто чертей и одна девушка” - это далеко не полный ее “афишный” список. Затем уже Евгений Михайлович Берзин, новый балетмейстер, давал Ольге серьезные партии – в “Бахчисарайском фонтане”, в “Вальпургиевой ночи”. Но Кармен, о роли которой она мечтала всю жизнь, станцевать так и не удалось. Проявила характер, доказывая, что это нужно танцевать не на пуантах, а на каблучках…

Позже, на концерте в Кремлевском театре, куда Ольга Ильинична приехала выступать в составе самодеятельных коллективов владивостокского Дворца культуры моряков, она заслужила шумные аплодисменты и получила в подарок пуанты, а также немало бесценных для нее автографов.

- Я танцевала с раннего детства, сначала во сне, - рассказывает Ольга Ильинична. – Занимаясь в хоре Дворца пионеров, вдруг обнаружила зал, где дети разучивали танцы. Для меня это стало одновременно и волшебством, и наваждением. Я подглядывала за репетицией в замочную скважину, “дежурила” у дверей. И руководительница хора, сжалившись надо мной, отпустила с богом в другую жизнь, к первому моему танцевальному учителю – И. М. Сорокиной… С тех пор танец стал моим самым близким другом. Он всегда со мной, вернее во мне. В это трудно поверить, но я даже ноги никогда не стирала, как бы много ни работала: на сцене ли, у станка. В подтверждение своих слов Ольга Ильинична легко вычерчивает носком очередное “па”. Нога в туфельке на высоком каблуке выглядит совсем крохотной, как у Золушки.

- Тридцать пятый размер, - перехватив мой взгляд, поясняет Ольга Ильинична, - трудно хорошую обувь подыскать, неходовой “номер”. А эти французские туфельки служат мне уже много-много лет, муж в Ленинграде купил…

Улыбка – спасение и защита

 Город на Неве – особая страница в судьбе Ольги Ильиничны. В конце 60-х годов, во время гастролей во Владивостоке Бурятского театра оперы и балета, режиссер, сраженный природным талантом молодой танцовщицы, предложил ей место в труппе – вести большие характерные роли, не спросив при этом никаких дипломов.

Она отказалась. На руках был двухлетний сынишка Дима и билет в Ленинград, куда Ольга ехала поступать в институт культуры им. Н. Крупской, на отделение хореографии.

Экзамены она выдержала блестяще, но полный курс окончить так и не смогла.

Возвращалась на родину одна. Вернее с двумя сыновьями, к тому времени родился Станислав. А во Владивостоке несколько месяцев спустя у нее появилась дочка Анечка.

- Я сама решила расстаться с мужем, - медленно, будто в задумчивости, говорит Ольга Ильинична. – И даже не сказала ему, что жду третьего ребенка. Он был замечательным человеком, но безумно ревновал меня к танцу. Отказаться от мужа я могла. От танца – нет.

Но судьба сыграла со мной злую шутку. Второй муж, с ним мы познакомились на занятиях в хореографическом ансамбле “Эвридика”, которым я 20 лет руководила на заводе “Радиоприбор”, – тоже оказался неисправимым ревнивцем. Нам пришлось расстаться, когда в семье уже подрастали Алена, Настенька и готовился появиться на свет Илюша….

- И как же вы одна с шестью детьми справлялись? – не удержалась я от бестактного вопроса.

- А кто сказал, что с детьми нужно справляться? Их просто надо любить. Это такое счастье наблюдать, как они растут! Есть ли в жизни что-то более интересное? Быть может, только танец…

Жили мы по-всякому. Работать приходилось в трех местах. Когда не хватало денег на хлеб – пекли оладышки, блины. Но конфеты в доме были почти всегда. Как, впрочем, и школьные принадлежности, игрушки, одежда, телевизор. И выглядели дети всегда опрятно.

Старалась, как могла, исполнять по “совместительству” роль отсутствующего в семье мужчины: мастерила с ребятишками мебель для кукол, что-то выпиливала, приклеивала. С шитьем и вышивкой было проще, мама меня еще до школы научила этим премудростям. Костюмы для танцев я тоже часто сама “фантазировала”, а иногда и шила.

- Артистка встала на пуанты, чтобы создать у зрителя впечатление легкости, парения над землей. Но это на сцене. А в жизни?.. Глядя на вашу всегда безупречно прямую спину и жизнерадостное лицо, можно подумать, что все всегда так безоблачно…

- Улыбка и есть моя легкость. Мое спасение и защита. Она держит спину и характер. Когда однажды я потеряла ее – думала, что умру…

Невестка Алена, родив Ксюшу, прямо из роддома привезла ее ко мне. И сказала: “Хочу, чтобы ты первая взглянула на нее и подарила ей свою улыбку!”

А вообще у меня уже пятеро внучат. Надеюсь, хоть кто-нибудь из них полюбит танец так же сильно. Дети, увы, прошли мимо, хотя все занимались у меня в ансамбле, обожали театр. Но у каждого оказался свой путь. Я ни на кого не давила. Хотелось, чтобы каждый вырос с собственным лицом и характером.

Поверьте, в жизни нет ничего невозможного. Все очень просто, как советовали мудрецы: “Трудное надо сделать привычным. Привычное – легким. Легкое – приятным”. Это формула, по которой я жила, когда было лихо. А вообще, тяжело на душе - танцуйте, радостно – тоже. Это помогает снять “зажим” с сердца и стать самим собой.

“Вдохновение” наполняет радостью

В небольшом зале звучит зажигательная музыка. Группа женщин элегантного возраста с улыбкой на лице выделывает такие “па”, что мне, самоуверенно пристроившейся в их ряды для “полноты ощущений”, не хватает ни дыхания, ни терпения.

Три раза в неделю Ольга Ильинична ведет занятия в Пушкинском театре для старшей и молодежной групп. Это около пятидесяти человек. Сейчас здесь готовится танцевальная рождественская программа. Педагог, как скульптор резцом, шлифует позу каждого ученика, поправляет “рисунок” рук, замечая при этом: “Надо, чтобы движение стало легким и естественным, тогда танец оживет”.

- Мы не зря назвали группу “Вдохновение”, - говорит одна из студиек. - К Ольге Ильиничне ходим не только для того, чтобы распрямить плечи, избавиться от остеохондроза. Здесь душа получает такой заряд радости, добра, света и молодости, что хочется прожить еще не одну жизнь.

“Она танцует восторг!”- воскликнул на одном из концертов итальянский гость. К этому добавить нечего…

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"