Лосось растет в России, а ловит его Япония
Во Владивостоке завершилось десятидневное, уже 15-е по счету совещание специалистов и ученых России и Японии по вопросам рыболовства в сопредельных водах. Высокопоставленные делегации от России возглавлял директор “ТИНРО-центра” Лев Бочаров, от японской стороны – начальник управления ресурсов зоны субарктического фронта рыбохозяйственного НИИ Хоккайдо г-н Мито. Все решения будут в ближайшее время согласовываться в министерствах иностранных дел и правительствах двух стран.
Во Владивостоке завершилось десятидневное, уже 15-е по счету совещание специалистов и ученых России и Японии по вопросам рыболовства в сопредельных водах. Высокопоставленные делегации от России возглавлял директор “ТИНРО-центра” Лев Бочаров, от японской стороны – начальник управления ресурсов зоны субарктического фронта рыбохозяйственного НИИ Хоккайдо г-н Мито. Все решения будут в ближайшее время согласовываться в министерствах иностранных дел и правительствах двух стран.
Именно на таком высоком уровне, исходя из национальных потребностей, занятости рыбопромысловых флотилий, и будут определяться официальные квоты вылова рыбы в экономических зонах двух стран. Это официальная схема, по которой сотрудничают российские и японские рыболовы 17 лет. В 1984 году в Токио было подписано соглашение между правительствами СССР и Японии о взаимных отношениях в области рыболовства у побережий обеих стран, а через некоторое время еще один международно-правовой документ – соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства. Россия стала правопреемницей Советского Союза во всех конвенциях и соглашениях, касающихся рыбной отрасли, поэтому стороны доблестно следуют старым договоренностям. Ежегодно ученые обмениваются данными о состоянии запасов пелагических и лососевых видов рыб в сопредельных водах, регулируют квоты их вылова. Эти два документа в двустороннем порядке конкретизируют постановления эпохальной Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года. Таким образом, наши страны объединяют не только культурные, экономические и политические связи, но и мигрирующая между двумя берегами рыба пелагических и лососевых видов.
Перед открытием совещания имела хождение информация, будто бы японская сторона занижает цифру выловленных в своих водах лососевых рыб, выращенных в российских реках и инкубаторах, и что согласно международным правилам рыболовства вылов “чужой” рыбы компенсируется деньгами. Как нам пояснили в ТИНРО, вылов мигрирующего российского лосося у японских берегов компенсируется нашими соседями в виде вложений в дальневосточные инкубаторы, одним словом, японцы ежегодно участвуют в расходах “на возобновление запасов”. Но не без объективных причин наши ученые сомневаются в японских выкладках по реальному наличию лососевых.
В этом году только один раз представители ТИНРО и аналогичных японских НИИ работали в море на российском судне, все остальные исследования проводились в исключительных экономических зонах двух государств исключительно на японских судах. По словам Александра Курмазова, едва наши исследователи изъявляли желание понаблюдать за выловами горбуши на японских сейнерах, как тут же получали отказ. По ходу десятидневного совещания во Владивостоке японцы косвенно признали, что без независимых российских наблюдателей их выкладки не совсем объективны, но ничего не поделаешь. Вынуждены поверить. Кто не согласен – может задаться вопросом: куда делся наш собственный научно-исследовательский флот – сгнил или ушел с потрохами на иномарочный промысел?!
Справка «В»
Самые крупные запасы лосося нагуливаются в северной части Тихого океана (объем промысла - более 600 тысяч тонн в год). Для примера - объем вылова в Атлантике составляет всего лишь 70 тысяч тонн. Согласно официальной статистике промысел лососей российскими судами на Дальнем Востоке составляет 7,5 процента от общего числа вылова пятнадцати промысловых объектов…
Итак, ученые России и Японии вынесли оценки по каждому из рассматриваемых видов рыб. По сайре и анчоусу прогноз оптимистический, так же как по сахалинско-хоккайдской популяции сельди, курило-хоккайдскому минтаю. А вот скумбрии и иваси у нас на рынках давно не видно, так как ареал их обитания за последние годы значительно сократился. Данные виды приютились ныне у берегов Японии. Ученые ТИНРО в любом случае с интересом выслушали японские доклады о динамике запасов скумбрии и иваси на тот случай, если наши рыболовные компании захотят поработать в экономической зоне Страны восходящего солнца.
Но вряд ли японцы такое допустят, увидев, как стабилизировались запасы горбуши в российских водах со снижением иностранного присутствия в наших экономзонах. Плохи дела с амурской кетой – на ее численность, по мнению специалистов, повлияли китайские браконьеры и активно промышлявшие “на выходе”, в море, японцы. Запасы нерки и чавычи ученые обозначают словом “депрессивные”.
Не только рыбы в северо-западной части Тихого океана становится все меньше, но и экспедиций по подсчету ее запасов. Негодование у приморских ученых вызывает сегодняшняя позиция Генерального штаба РФ, в котором считают, что без представителей штаба флота (в нашем случае – Тихоокеанского) российско-японские исследования проводить нельзя. По словам заместителя директора “ТИНРО-центра” Александра Курмазова, военные просто не хотят остаться в стороне от этого валютоемкого процесса. Ученые не желают принимать на борт офицеров, только для проформы указывая на то, что международные соглашения имеют большую силу, чем внутреннее законодательство. Военные считают иначе. Замкнутый круг…...
Кроме того, наши азиатские соседи на совещании продемонстрировали интерес к запасам сайры в курильском районе. Том самом, где недавно разгорелся дипломатический скандал на почве ревности японцев к корейцам, промышлявшим по договоренности с правительством РФ. Не исключено, что хоккайдцы в скором времени своими будут считать не только Южную Курильскую гряду, но и обитающую в этом районе рыбу.
Автор: Александр СЫРЦОВ, "Владивосток"