Молчалив, неприхотлив и незапойный..

Отгадать эту импровизированную загадку просто: это корейский рабочий в Приморье. Несмотря на обилие строительных и ремонтных фирм во Владивостоке, бригады штукатуров-маляров из Северной Кореи по-прежнему основательно теснят на рынке такого рода услуг местных рабочих.

6 нояб. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1071 от 6 нояб. 2001

Отгадать эту импровизированную загадку просто: это корейский рабочий в Приморье. Несмотря на обилие строительных и ремонтных фирм во Владивостоке, бригады штукатуров-маляров из Северной Кореи по-прежнему основательно теснят на рынке такого рода услуг местных рабочих.

- Вы ужинали сегодня? – участливо спросил меня северокорейский переводчик.

- Еще не довелось, - ответила я, втайне надеясь попробовать, чем питаются корейцы-строители, проживающие в общежитии № 2 Владивостокской мореходной школы, что на Чумака 1-б.

После затянувшегося молчания добавила:

- А вы?

- Спасибо, мы уже поели, - улыбнулся Хан.

Приветствие это сбивает с толку многих иностранцев, даже тех, кто прилично знает корейский и изучает обычаи Страны утренней свежести. На самом деле северному корейцу абсолютно все равно, что ты ел - цыпленка-гриль или лапки лягушачьи, а вопрос – это так, вежливая формальность, и отвечать на нее нужно мимоходом.

Поток корейцев под контролем

В любом учебнике по истории Северной Кореи вы прочитаете, что любимый руководитель корейского народа Ким Чен Ир “еще в средней школе и университете принимал личное участие в строительстве столицы, показывая личный пример всем строителям. Его пример наполнил их радостью трудовой жизни”…...

Наполненные этой радостью, товарищи из соседней страны с красными значками на груди – портретами великого вождя Ким Ир Сена - вот уже семь лет орудуют на стройках города. Они построили 25-этажный небоскреб на мысе Чуркина и красные кирпичные дома на Шилкинской, вручную отреставрировали гостиницу “Золотой Рог”, за ремонт которой не взялась ни одна приморская строительная организация. На мой недоуменный вопрос: “И в запой не уходите, и на работу не опаздываете?” один корейский рабочий почти отрапортовал: “Я гражданин Корейской Народно- Демократической Республики, социалистической страны, и я должен дисциплинированно трудиться на благо родины”.

Любопытная деталь: несмотря на то, что нам порой кажется, будто поток работяг-корейцев в Приморье весьма хаотичен, миграция давно и жестко контролируется государством.

- Через какие паспортно-визовые процедуры должны пройти неутомимые труженики, чтобы строить российские дома? - спрашиваю я заместителя руководителя миграционной службы края Таисию Рожанскую.

- Согласно указу президента Ельцина “О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы”, вступившему в силу 16 декабря 1993 года, корейский работодатель получает разрешение в Москве. В разрешении оговариваются количество рабочих, срок действия разрешения и территория, на которой оно действует. Затем наше консульство заверяет пофамильные списки, составленные представителями корейской строительной компании. И только при наличии этой бумаги и разрешения министерства открываются рабочие визы для корейцев, действующие в течение года.

- Выходит, во Владивосток приезжают целые северокорейские коммуны, разделенные на бригады. Откуда же одинокие Кимы и Паки, поджидающие нас возле магазинов, торгующих стройматериалами, и тянущие одну и ту же песню: “Ремонт надо?”

Справка "В"
На территории края работают несколько северокорейских строительных компаний. Самые крупные из них - “Зенко” и “Рынрадо”, это большие строительные корпорации, рассылающие своих работников во многие страны мира. Есть небольшие компании - “Мокран” и “Чхолсан”. С ними сотрудничают такие владивостокские предприятия, как “Владград”, “Юнис-к”, “Владитал”, “Владрест”, “Мрис”. По статистическим данным, предоставленным миграционной службой Приморского края, на первое полугодие 2001 года на приморских стройках работали 1240 северокорейских строителей.

- Трудолюбивые луноликие по вечерам ищут дополнительный заработок: потолок в кухне побелить, плитку в ванной выложить. Да и российский работодатель не всегда выполняет перед корейскими товарищами финансовые обязательства, порой он просто не в состоянии выплатить ту сумму, которая оговорена в контракте.

Вот и приходится ребятам в чужой стране коттеджи с гаражами по дешевке строить. Для этого дают они объявления в газетах: “Талантливые корейцы – быстро, качественно, дешево”, публикуют контактный телефон и номер своей лицензии, садят у трубки русскую бабульку-пенсионерку, чтобы отвечала на вопросы. Услуги в такого рода корейских фирмах в два, а то и в три раза дешевле, чем у русских. Так, если наши Иваны за выравнивание одного квадратного метра стены требуют 150 целковых, то труженики Чены довольствуются пятьюдесятью рублями, причем оштукатурят вам не только стены, но и потолок. Побелка обойдется и того дешевле: 20 деревянных за один квадратный метр стены или потолка у северных корейцев, тогда как нашим частникам за эту работу пятьдесят рублей надо выложить. Работящие азиаты и перегородки рушат, и двери меняют, и унитаз могут установить. “Правда, - предупредила меня пожилая секретарша, принимающая заказы для корейцев, - кормить их надо. А если район у вас отдаленный, могут попросить пожить в квартире пару деньков, чтобы работу побыстрей выполнить. Если не доверяете, можете не пускать их ночевать, но люди они глубоко порядочные. За три года работы с ними ни разу с угрозами мне заказчики не звонили”.

“Унитаз-то они поставят, другое дело, будет ли этот предмет вам служить, - сказали мне в одной из частных фирм города. – Вот штукатурят, шпаклюют они мастерски и потолки офисов, и фасады зданий. А жидкие обои некоторые так нанесут, что плакать хочется. Найти их сложно: контактные телефоны корейцы часто меняют и все, как братья, похожи. Смет не составляют, трудно определить, сколько стоит та или иная услуга, но берут дешево. Вот в чем их сила. Да и налогов никаких не платят. А с нас дерут”.

Ну что ж, таковы реалии времени: приморский потребитель на сегодняшний день, мягко говоря, не жирует: бананы ест вьетнамские, джинсы носит из Поднебесной, квартиры ему корейцы ремонтируют.

Да, выгодна нам такая рабочая сила: год повкалывал, погорбатился кореец на городской стройке, собрал свои скромные пожитки и уехал на родину, и не потребует он с русского компаньона ни квартиры, ни детского сада, не принесет больничного, не явится за отпускными. Очевидно, не внакладе и корейцы: через год-другой они покидают Приморье, весьма неплохо подзаработав. Конечно, основной заработок у них идет государству, но и себе кое-что из “зелени” перепадает. В КНДР, кстати, немало валютных магазинов, где все есть.

Выигрывает тот, кто дешевле

- Люди мы скромные, с русскими женщинами дел не имеем, водку до беспамятства не пьем, – сказали мне корейцы из вышеупомянутого общежития. – Зачем о нас писать?

- Пьют-пьют, каждые субботу-воскресенье “Столичной” балуются, - прохрипел дежурный командир, - но меру знают. Собак? Едят. Как-то козу вверх по лестнице тащили, как подарок на чей-то день рождения. Рогатая орет истерически, выбежал, думал, женщина кричит. Козу эту потом корейцы на побережье зарубили.

- Наш брат матрос соседей этих не особо любит, - рассказывает Денис Перегуда, курсант 35-й группы, - корейцы тоже нас в гости не зовут. А вообще ребята они ничего: шумят поменьше нашего, дисциплинированные, ходят всегда толпой.

- Надежные плательщики, - признает директор Владивостокской мореходной школы Сергей Максимов, - занимаются ремонтными работами в общежитии. Договор об аренде помещения мы заключали с корейским представительством “Зенко”. В их комнатах, честно говоря, я не бываю, но, судя по затратам электроэнергии, живет там по многу человек. Люди неаккуратные, помои прямо из окон выливают.

- Правонарушения за три года проживания в общежитии у корейцев были, но незначительные, - сообщили в милиции общественной безопасности . – Так, пара ДТП да драка с курсантами. Дела житейские.

И по всему выходит, что невзирая на малозначительные “но”, северные корейцы весьма неплохие работники.

Сейчас, пока корейцы выполняют не слишком квалифицированную работу, “фирменные” услуги, связанные с дизайном помещений, сложными отделочными работами, остаются на долю наших, российских специалистов. Однако кто поручится, что раскосые соседи не наберутся уже в ближайшие годы навыков, знаний и опыта?



Благодарим за помощь в подготовке материала доцента кафедры истории, экономики и культуры Кореи ДВГУ Виктора КОЖЕМЯКО.

Автор: Анастасия КРЕСТЬЕВА, "Владивосток"