Лебединые песни законодателей

Очередное заседание законодательного собрания Приморья, неуклонно приближающегося к переизбранию 9 декабря, состоялось в последние дни октября. Его ход и итоги позволяют сравнить нашу бывшую краевую думу с заезженной лошадкой, которая под конец пути прибавляет прыти даже без хозяйского кнута, рефлекторно реагируя на близость теплой конюшни.

6 нояб. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1071 от 6 нояб. 2001

Очередное заседание законодательного собрания Приморья, неуклонно приближающегося к переизбранию 9 декабря, состоялось в последние дни октября. Его ход и итоги позволяют сравнить нашу бывшую краевую думу с заезженной лошадкой, которая под конец пути прибавляет прыти даже без хозяйского кнута, рефлекторно реагируя на близость теплой конюшни.

Если же оставить в стороне шутки и сравнения, то предпоследнее заседание ЗАКСа второго созыва выделяется в череде прошедших за четыре года парламентских сессий объемом проделанной депутатами ломовой работы, прежде всего в ходе третьего чтения бюджета (последнее, четвертое, намечено на 15 ноября), а также разгоревшейся дискуссией о популизме в депутатских рядах и похвальным стремлением исправлять свои ошибки. В последнем случае речь идет об опрометчиво принятых завышенных ставках единого налога на вмененный доход, из-за чего в прессе заговорили о «невменяемом налоге». Депутаты решили создать согласительную комиссию (рабочую группу во главе с отцом-вдохновителем закона Юрием Рыбалкиным), которая должна найти оптимальный размер ставок к последнему ноябрьскому заседанию данного состава ЗАКСа.

В начале заседания утром 30 октября законодатели в хорошем темпе повторно рассмотрели ряд законов, отклоненных ранее губернатором Приморского края. В новой редакции были одобрены законы “О внесении изменений и дополнений в закон Приморского края “О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Приморском крае”, “О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Приморском крае”, “О продовольственной безопасности Приморского края”, “Об экологическом образовании в Приморском крае”. А вот проект весьма немаловажного закона “О порядке передачи в аренду государственного имущества Приморского края” так и не был принят.

Позаботившись о государственной поддержке высшего и послевузовского профессионального образования (соответствующий закон был принят во втором и третьем чтениях) и утвердив кандидатуры судей, депутаты законодательного собрания решили смягчить для населения тяжесть коммунальной реформы и приняли обращение к премьеру Михаилу Касьянову. В нем выражена просьба пересмотреть федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг (понизить уровень этих расходов до 12-15 процентов совокупного дохода семьи).

В первом чтении был принят проект закона «О годовой стоимости патента для физических и юридических лиц», который устанавливает годовую стоимость патента для юридических и физических лиц, восполняющую потери доходных источников бюджета при переходе на упрощенную систему налогообложения (тот же единый налог для мелкого и среднего бизнеса). В соответствии с проектом патент выдается налоговым органом сроком на один календарный год, а стоимость патента на такие виды предпринимательской деятельности, как производство пищевых продуктов, составит 300 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), розничная реализация твердого топлива и леса - 3400 МРОТ, выполнение услуг, связанных с арендой нежилых помещений, - 900 МРОТ.

Во второй день в начале заседания законодатели решили отреагировать на неправомерные отключения электроэнергии в крае, приводящие к конфликтам с использованием муниципальной милиции. Законодательное собрание признало, что сложившаяся практика отключения предприятий, ответственных за жизнеобеспечение края, является нарушением конституционных прав граждан. Выслушав вице-губернатора Юрия Лихойду, представителей прокуратуры и «Дальэнерго», депутаты постановили признать работу прокуратуры Приморского края по защите прав граждан в сложившейся ситуации недостаточной. Более того, ЗАКС своим постановлением запретил «Дальневосточной управляющей энергетической компании «Дальэнерго» производить отключение потребителей в осенне-зимний период от тепло– и энергоснабжения без соответствующих судебных решений, предложив губернатору подписать аналогичное постановление.

Но главное, ради чего депутаты собрались и самоотверженно работали до наступления темноты, - это третье чтение бюджетного законопроекта. Дискуссию вызвала поправка, расширяющая перечень статей, на финансирование которых должны будут направляться дополнительные доходы краевого бюджета (аналогичные проблемы в условиях нефтяного бума весь год решает Госдума РФ). По мнению ряда депутатов, можно говорить о 2-2,5 миллиарда рублей, которые край получит из федерального бюджета помимо суммы трансферта, заложенного в проекте бюджета на 2002 год. В ходе обсуждения вопроса первый вице-губернатор Александр Костенко сообщил, что при получении дополнительных средств администрация края не сможет без согласия законодательного собрания принять решение об их расходовании. Услышав это, депутаты успокоились и вообще исключили из проекта бюджета положение о сверхдоходах.

Но еще более эмоциональным было обсуждение поправки, касающейся частичного финансирования закона «О социальном статусе учителя», в ходе которого и разгорелся спор, кто из депутатов был склонен в годы губернаторства Наздратенко грешить популизмом. В итоге законодатели оставили в силе принятое ранее решение о приостановке финансирования данного нормативного акта: учителя должны смириться со своей неприоритетностью.

В то же время депутаты дополнили проект закона новой статьей, устанавливающей источники финансирования и развития сельских предприятий, что позволило увеличить расходы по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» до 319 млн. Это в полтора раза больше по сравнению с первым чтением, но на сотню миллионов меньше, чем в текущем году.

В итоге законодатели проголосовали за утверждение расходов краевого бюджета на 2002 год: на государственное управление и местное самоуправление (почти 300 миллионов руб.), правоохранительную деятельность (более полумиллиарда), промышленность, энергетику и строительство (миллиард с «хвостиком»), ЖКХ (полтора с лишним миллиарда), предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (102 миллиона), образование (630 млн. руб.), культуру и искусство (154 млн.), СМИ (почти 13 млн.), здравоохранение и физкультуру (1,64 млрд. руб.), социальную политику (1,5 млрд. руб.).

На поддержку муниципальных образований досталось 2 650 миллионов рублей (доля cубвенций Владивостоку составляет 96,6 миллиона). А в целом, напомним, расходная часть достигает 12,29 миллиарда рублей. Как известно, впервые в истории принимаемый бюджет задуман бездефицитным, поэтому доходы (включающие в этом году дорожный фонд и свыше 5 миллиардов трансфертов из центра) должны составить такую же сумму.