Русские в Казахстане: чужие среди чужих?
Алматы, Казахстан. Когда Валентина Никитина подошла к воротам посольства России в Казахстане, то распрощалась с иллюзией, что ее семья сможет легко и быстро переехать на историческую родину.
Алматы, Казахстан. Когда Валентина Никитина подошла к воротам посольства России в Казахстане, то распрощалась с иллюзией, что ее семья сможет легко и быстро переехать на историческую родину.
Никитины долго держались за это место, куда приехали молодыми, где построили дом и вырастили детей. Теперь эта семья решила уехать к родителям в Алтайский край. Но люди у ворот сказали, что в списке таких желающих больше двух тысяч человек и нужно приходить и отмечаться каждую неделю. И на достижение цели уйдет от двух до четырех лет.
“У меня нет работы, моей девочке 16 лет, и шанса поступить в университет - никакого, потому что у нас нет денег, - говорит Валентина, которая в 51 год еще полна энергии и готова работать где угодно. - Муж мой летчик, но его сократили. У сына просто кошмарная депрессия, и все потому, что не может найти работу. У нас здесь нет будущего”, - на глазах женщины блестят слезы.
В Казахстане из 15 миллионов населения - пять миллионов русских. Еще 15 миллионов наших соотечественников разбросаны по всем остальным бывшим советским республикам. Ситуация семьи Никитиных типична: русские, желающие вернуться на родину, страдают от безработицы, нищеты, скрытой и явной дискриминации со стороны так называемых титульных наций. Их беда в том, что с развалом Советского Союза они неожиданно для себя стали гражданами других государств.
И хотя официальный Кремль заявляет, что эти потенциальные иммигранты помогут решить демографическую проблему, чиновники на более низких уровнях умудрились превратить процедуру получения гражданства в полосу непреодолимых бюрократических препятствий.
Демографический кризис в России набирает обороты. Как сообщила газета “Труд”, ежегодно страна теряет до миллиона своих граждан из-за высокой смертности, низкой рождаемости, высокого числа абортов и миграции за рубеж.
Требуются особые заслуги
Как передал ИТАР-ТАСС, Александр Блохин, министр по делам федерации, национальности и миграции, сказал в июле, что президент Владимир Путин одобрил план министерства по привлечению русских из соседних государств. Блохин сказал, что 4 миллиона этнических русских подали заявления о гражданстве и в принципе можно уговорить вернуться все 20 миллионов.
Но господин министр, наверное, плохо себе представляет реальную ситуацию. Многих отпугнет сама процедура получения гражданства. В Алматы, например, люди месяцами стоят в очереди (зимой - при минусовых температурах) у ворот посольства, прежде чем их запустят внутрь с их документами. В августе этого года очередь не двигалась совсем. Просто не принимали людей, не объясняя причин.
Пресс-атташе посольства Георгий Науменко отказался комментировать ситуацию. Нагрубив журналисту по телефону, он рявкнул: “Мы выполняем российские законы!” И повесил трубку.
Порой ситуации доводятся до абсурда. Флера Ажнакина получила российское гражданство еще в 1995 году, но чиновники забыли поставить отметку в свидетельстве о рождении ее сына. Мальчику исполнилось 14 лет, и Флера хочет увезти его в Россию, но это невозможно.
“Сейчас они говорят, что он должен сначала стать гражданином Казахстана, когда ему будет 16, а потом получать российское гражданство, и нам придется в результате сидеть здесь четыре года”, - возмущается Флера.
Даже россиянам, помогающим родственникам, приходится туго. Москвичка Галина Саратовцева приехала в Алматы, чтобы помочь своему единственному оставшемуся родственнику получить российское гражданство. Ее дядя - 82-летний Иван Шевченко - ветеран Великой Отечественной войны, живет в Казахстане с 1948 года. Саратовцева уже потратила четыре месяца на сбор документов.
“Я хочу забрать его с собой, потому что в Казахстане некому заботиться о ветеранах. Все льготы, которые у них были раньше, теперь упразднены. Мой дядя упал на рынке и сломал обе ноги, и три недели не мог получить медицинской помощи. Только соседи приходили и помогали ему”.
Посольство тоже не очень торопится на помощь. По закону за особые заслуги перед Россией человек может получить российское гражданство в сжатые сроки. Но Саратовцевой сказали, что статус ветерана войны в данном случае ничего не дает, это не является особой заслугой.
Вы говорите по-казахски?
Русские казаки впервые появились на территории Казахстана в начале XVIII века. В советское время вместе с украинцами и белорусами русские составляли половину населения этой огромной республики (по величине она в пять раз превышает Францию). Полномасштабная эмиграция русских на историческую родину началась в 1993 году и на следующий год достигла своего апогея: уехало 300 тысяч человек. В 1998-1999 гг. уезжало по 250 тысяч каждый год. Российская миграционная служба насчитала 2 миллиона эмигрантов из Казахстана, но на самом деле цифра может быть гораздо выше, сообщает казахстанская газета “Завтра”.
Одна из важнейших причин массовой иммиграции русских - это статус русского языка в стране, где до сих пор на нем говорит подавляющее большинство населения. Казахский язык стал государственным. А русский? Законодательство страны его просто проигнорировало. С каждым годом вырастает список профессий и должностей, на которые принимают только тех, кто говорит на казахском. Начиная с 2000 года по закону все делопроизводство в компаниях должно производиться на казахском языке.
Требование знать казахский язык в отношении национальных меньшинств, которые до сих пор благополучно общались между собой на русском, неизбежно приводит к ограничению их прав. Знание языка кандидатов в депутаты и на различные государственные должности оценивается специальными лингвистическими комиссиями. В сентябре 1999 года был нарушен основной принцип демократии - представительность - когда в верховный совет страны были выбраны только этнические казахи.
Русские оккупанты
Президент страны Нурсултан Назарбаев заявил в 1994 году: “Исход русского населения будет означать полный паралич экономики республики. Поверьте мне, если русские, украинцы, немцы и представители других братских народов покинут ее, моментально начнутся внутринациональные конфликты. Спрашивается, кому это на руку? Самоизоляция - это медленное самоубийство казахского народа. Огромная территория может стать добычей кого угодно”.
Все это лишь декларации и красивые слова, говорят активисты русских общественных организаций. Подавление русской культуры и вытеснение русских происходит медленно, но результаты все более очевидны.
Александр Яковлев, председатель областного общества русской культуры в Усть-Каменогорске, сказал, что русские и их дети не уверены в своем будущем, потому что количество часов русского языка в школе постепенно сокращается. Программы везде казахские, а они не соответствуют российским стандартам. “Они полностью исказили историю. Сейчас наших же детей учат тому, что русские - оккупанты”.
В Казахстане нет ни одной русской национальной школы с российской программой, говорит Яковлев. Главная задача его организации - это пропагандировать русскую культуру и образование, а не политическая деятельность. И тем не менее власти несколько раз закрывали ее под разными предлогами.
Александр Яковлев также является членом республиканского славянского движения “Лад”. Активного лидера этого движения Александра Шушаникова все-таки вынудили покинуть страну. Ему постоянно угрожали по телефону, а в феврале этого года двое неизвестных жестоко избили его у двери собственной квартиры. Налоговая полиция ворвалась в его офис и конфисковала все компьютеры под предлогом того, что он не заплатил налоги за учебники, полученные в подарок от московской мэрии. Яковлев, помогавший распространять эти учебники в школах, говорит, что передавались они бесплатно и по закону никаких налогов платить они не должны.
Сепаратисты и женщины - вне закона
Несмотря на то, что Россия и Казахстан подписали соглашение о едином образовательном пространстве, программы обучения в школах и вузах значительно отличаются. Качество обучения в казахских вузах значительно ниже, чем в российских, но филиалы российских вузов сталкиваются с недобросовестной конкуренцией и вынуждены закрываться. В 2000 году многие из них были закрыты властями потому, что не имели казахских лицензий. А получение такой лицензии означает автоматический переход на казахские программы, из-за чего теряется весь смысл существования вуза.
В июне прошлого года в Усть-Каменогорске прошел суд над группой так называемых русских сепаратистов. Четырнадцать человек были осуждены на длительные сроки заключения (до 18 лет) якобы за подготовку государственного переворота и отделения северного Казахстана с целью создания “Русской земли”. По словам российского консула и представителя по правам человека в РФ, процесс шел с грубейшими нарушениями закона и прямыми подтасовками. Шушаников привлек к делу российскую коллегию адвокатов, но суд не позволил им работать с подсудимыми. Пока нет никаких признаков того, что российские власти намерены вмешаться в судьбу этих заключенных, хотя их родственники и многочисленные общественные организации написали обращение к президенту Путину с просьбой организовать их экстрадицию в Россию.
Этнограф В. А. Тишков в своем отчете “Русские в Средней Азии и Казахстане”, опубликованном в московском журнале “Исследования по прикладной и неотложной этнологии» № 51, отмечает, что русские женщины могут оказаться особенно беззащитными перед лицом возрождения исламских традиций в среднеазиатских странах и Казахстане.
“Усиление в ряде государств Средней Азии мусульманских традиций, в том числе в сфере воспитания молодого поколения, в бытовой культуре, искусстве, довольно далеких от европейских канонов, несомненно, осложнит деятельность русской педагогической и художественной интеллигенции. Распространение ислама может отразиться и на отношении населения к женскому труду”, - пишет он.
Путин ничего не обещал
Но некоторые русские все же настроены оптимистично. Юрий Бунаков, председатель русской общины Казахстана, сказал, что все эти проблемы могут быть решены. Его община только что отметила свое девятилетие. Первые три-четыре года существования были невыносимо тяжелыми. “Была такая враждебность по отношению к нам. Нас гоняли как зайцев”, - вспоминает он. Не разрешалось публично выступать, собирать собрания. Но большая работа по объединению соотечественников дала свои результаты. Многое дал и визит Путина в Астану в октябре 2000 года. Путин по своей инициативе собрал представителей русских общественных организаций и выслушал их. “Он не обещал нам райской жизни. Он просто хотел понять ситуацию”, - говорит Бунаков.
“Эйфория независимости уже подходит к концу, и власти начинают понимать, что именно русские создали Казахстан. Восемьдесят процентов труда, вложенного в страну, - это труд русских. Они говорят, что нас здесь 30 процентов. На самом деле сорок”.
Бунаков считает, что исправить ситуацию можно привлечением российского капитала в Казахстан. Южная Корея помогает своим корейцам инвестициями, они открывают рестораны, магазины и уже не стремятся уехать из страны. То же самое с немцами. Русская община уже разработала несколько проектов и пытается договориться с правительством Москвы о кредитах и заинтересовать столичных бизнесменов в новых перспективах.
“Пойдут деньги - люди почувствуют поддержку России. И казахским властям волей-неволей придется с нами считаться”, - говорит он.
Автор: Нонна ЧЕРНЯКОВА, Расселл УОРКИНГ (фото), специально для "В"