Северный Кавказ. Операция «Подвоз»

Пока читатели “В” знакомятся с этим материалом, в Чечне через всю республику следует колонна пограничников.

23 окт. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1063 от 23 окт. 2001

 Пока читатели “В” знакомятся с этим материалом, в Чечне через всю республику следует колонна пограничников.

Каждые два-три месяца командование Северо-Кавказского регионального управления ФПС снаряжает целую экспедицию в расположение Тусхоройского погранотряда, охраняющего чеченский участок российско-грузинской границы. Подобные операции имеют общий позывной “Подвоз”, и планируются они не менее тщательно, чем, к примеру, зачистка селений или уничтожение баз бандитов в горах. Потому что колонне необходимо проехать десятки километров в зоне боевых действий, и на каждом метре в ущелье или на перевале пограничников может ожидать подложенный фугас либо нападение со стороны “зеленки”.

Были сборы недолги

Колонна материально-технического снабжения собирается в Нальчике со всех тыловых баз округа. Машины с провиантом и питьевой водой, горюче-смазочными материалами, оружием и боеприпасами, теплой одеждой и постельными принадлежностями, гуманитарной помощью для местного населения и даже дровами съезжаются из Ставрополя, Железноводска, Карачаевска, многих других мест, даже из Новороссийска и Ростова-на-Дону. Для экспедиции используются только новые “КамАЗы” и “Уралы”, чтобы, не дай бог, какой-нибудь автомобиль не встал из-за поломки. Если колонна остановится на горном серпантине, то это может привести к непоправимым последствиям. 4 сентября в Шатойском районе на дороге сломался бензовоз. В кабине машины сидели лейтенант, прапорщик и солдат-водитель, причем на троих был только один “Калашников”. Последствия оказались трагическими. Через несколько минут по стоячей мишени из ближайшего леса ударили из ручного противотанкового гранатомета, а добивали с короткого расстояния уже из автоматов. Подкрепление из Шатоя на броне прибыло довольно скоро, вот только боевики не стали дожидаться огневого возмездия.

Поскольку подобные поездки редки, а воинская группировка на границе нуждается в больших объемах подкрепления и обеспечения, то снаряжается сразу от 35 до 65 машин, а иногда и больше. Все водители на контрактной службе. Необходимо отметить, что из силовых структур только погранвойска посылают через Чечню такие колонны. Остальные федеральные ведомства отправляют по пять-шесть, максимум до 10 автомобилей с мощной охраной из трех-четырех БТР-80 или БМП-2, иногда с воздушным прикрытием. В боевое охранение пограничники включают пять бронетранспортеров с десантно-штурмовой группой Нальчикского погранотряда, в составе которой офицеры и контрактники с военным опытом в горах, “зеленке” и населенных пунктах. Одна машина с десантниками на броне следует головным разведывательным дозором. Остальные двигаются в начале и конце колонны. В середине находится еще и автомобиль с зенитной установкой. Представители армии, внутренних войск и милиции удивляются, как это пограничники умудряются такими малыми силами проводить без потерь (постучим по дереву) значительные тыловые колонны.

На скорости, без остановок

Весь маршрут по Чечне разбит на несколько участков. Движение по каждому из них требует отдельного тактического своеобразия. Ведь в любом месте отряд может подстерегать опасность. Первая особенность заключается в скоростном режиме. Любые остановки по трассе запрещены. И не только в поле или горах. Остановка в населенных пунктах не менее опасна. А наши солдатики любят в селах и аулах притормаживать возле многочисленных базаров: прикупить водички, печенья или сигарет. Стоит только кому-то в форме зайти на рынок, как моментально оживают все торговцы. Чем это может закончиться, хорошо известно. Из толпы галдящих женщин и детей под машину или бронетранспортер запросто может залететь граната, а бывало, что чеченка всовывала нож со спины под ребра зазевавшемуся бойцу. После этого все с криками разбегались, и никакая зачистка не выявит мусульманку-убийцу. Поэтому приказ суров: за внеплановую остановку провинившегося ждет суровое наказание.

По равнинной части республики скорость не менее 60-80 км/ч. Многочисленные блокпосты при приближении уведомляют по рации – следует колонна, убрать заграждения, пропустить транспорт, обеспечить охрану на участке обороны. Как правило, на самой государственной трассе (Ростов – Баку) от Нальчика до Грозного проблем не возникает, хотя две сотни километров приходится преодолевать по территории Ингушетии и Чечни.

Первая серьезная опасность подстерегает все без исключения колонны в пригородном районе Грозного. Здесь зона дачных участков, очень много зелени и всевозможных строений, которые служат хорошими позициями для бандформирований. И хотя здесь вдоль магистрали основательно почистили территорию, возможностей для нападения боевиков остается предостаточно.

Есть одна особенность, которую давно приметили все военные. Боевики стараются не трогать пограничников. Агентурная разведка в НВФ действует безотказно, да сарафанное радио моментально разносит, кто есть кто. Поэтому боевики знают, кто конкретно движется по тому или иному району. Под обстрелы и фугасные закладки, как правило, попадают машины с милиционерами, ОМОНом, внутренними войсками, реже армейскими подразделениями. Пограничники стоят особняком – они не воюют с местным населением, в зачистках не участвуют, на блокпостах не дежурят. Хотя на войне случается всякое.

Так вот, милиционеры и военнослужащие при следовании через пригородный район спешиваются и с оружием на взводе двигаются по обе стороны дороги. Естественно, сразу же открывают огонь при малейшем шорохе. Пограничники однажды в этом месте также вступили в бой. Но при этом они пришли на помощь группе милиционеров, попавших в засаду.

Воздушное прикрытие

В горах колонна может двигаться только под прикрытием боевых вертолетов. У пограничников имеются собственные части огневой воздушной поддержки. Расквартированы они в Северной Осетии. С одного из действующих аэродромов “Гизель” и вылетают на задание “Ми-24” и “Ми-8”. Летают они парами. Двигающуюся колонну сопровождают кругами, внимательно изучая горные склоны и “зеленку”. В случае необходимости готовы выплеснуть всю свою мощь из пушек, пулеметов и систем залпового огня по притаившемуся противнику или для острастки обстреливают наиболее опасные места. “Вертушки” также осуществляют разведку местности на дальних и ближних подступах, для этого периодически улетают вперед и по рации сообщают обстановку на серпантине. Если хвост колонны начинает отставать, то незамедлительно сообщают командованию группы.

Работают “летающие танки” только в дневное время суток, при хорошей погоде и видимости. Поэтому если в горах лежит туман, идет дождь или снег, то колонна вынуждена ждать в местах ночного базирования. Иногда такие остановки растягиваются на несколько суток. Иначе нельзя: береженого бог бережет. Прикрытие осуществляется на участке от Ханкалы до Тусхороя и обратно. Порой это расстояние в 400 км отряд преодолевает 10-15 суток.

А вот от Северной Осетии до Тусхороя по прямой всего чуть более часа лета. Поэтому в случае необходимости и при ясной погоде воздушное прикрытие застав обеспечивается довольно быстро. С земли “вертушки” наводят на цели, и от их смертоносного огня спрятаться невозможно. Вертолетами в отряд завозится личный состав, в случае необходимости доставляются боеприпасы и медикаменты, обратно вывозятся раненые.

У вертолетчиков в горах собственная тактика полетов и ведения боя. На горных склонах они огибают поверхность земли, максимально к ней приближаясь или, наоборот, поднимаясь вверх на большом удалении. Все дело в том, что боевики сейчас вооружены современными переносными зенитными комплексами и ракетными установками “земля-воздух”. Чтобы не попасть в зону обстрела, вертолетчики и вынуждены показывать все свое мастерство асов. Ведь помимо прочего необходимо учитывать аэродинамические характеристики, направление и скорость ветра, другие специфические особенности горной местности. Поэтому у воздушных подразделений погранвойск самые минимальные потери среди авиаторов. Необходимо отметить, что во второй чеченской кампании федералы потеряли шесть “вертушек”. Из них пять армейских. Лишь однажды, 14 августа 2001 года, в 15 км южнее селения Тусхорой потерпел аварию “Ми-8”, принадлежащий ФПС, тогда погибло три члена экипажа.

В горы - через “волчьи ворота”

Попасть с равнины в горные приграничные районы можно только по одной дороге. По Аргунскому ущелью. Перед этим отряд останавливается на ночлег в Ханкале – главной базе федеральных сил на территории Чечни – сейчас самом безопасном месте в мятежной республике. Если погода способствует, то отряд выдвигается с рассветом.

Горы встречают теснинами, нависшими над небольшой (по дальневосточным меркам) речкой Аргун. Местные жители называют их “волчьими воротами”. Впрочем, здесь расположен армейский блокпост, а поблизости расквартированы минометно-артиллерийские батареи, которые пристреляли все ближайшие склоны и “зеленку”. Так что “чехи”, хоть и называют себя “волками”, к “воротам” не суются. А вот дальше по ущелью их можно ожидать в любом месте.

Особенно они любят минную войну, для них это наиболее доходный промысел. Ведь за каждого убитого военнослужащего или подорванную единицу техники боевики и местные жители получают премию. Так, жизнь российского майора оценивается в 40 баранов, подполковника - на пять голов больше и так далее. За ночь на пути к Шатою во многих местах появляются закладки фугасов. Иной раз и сами горе-минеры рвутся на собственных растяжках и закладках. Но есть и мастерски созданные минные заграждения, когда взрыв происходит на второй, третьей, четвертой машине.

Поэтому впереди колонны всегда проходят наши разведчики и саперы. Иной раз утром саперы очищают дорогу, а к моменту подхода колонны на ней вновь установлены фугасы.

Все встречные машины местного населения приходится сталкивать в кювет. Колонна не должна останавливаться, и ей на пути ничто не должно мешать. Впрочем, гражданские это знают и сами стараются съехать с дороги в удобном месте. Иначе их транспорт просто раздавят. Особенно это касается серпантинов. Ведь в горах есть участки, где на протяжении многих километров не разъедутся две машины. Если на пути попадается БТР федералов, то он вынужден пятиться задом перед колонной до ближайшего съезда.

В горах скорость движения составляет 30-40 км/ч, лишь на подъемах и спусках зимой в гололед или при больших снегах – 20 км/ч.

Последняя ночевка перед заходом “на крышу” – базу расположения Тусхоройского отряда производится в Шатое. В центре селения колонна останавливается на специальной площадке. На направлениях возможной атаки противника выставляются бронетранспортеры, плюс собственное усиленное охранение с пулеметами, гранатометами и снайперскими винтовками. Помимо армейско-милицейского гарнизона. Кроме того, все подходы в селению, особенно вдоль реки и со стороны лесного массива, заминированы. А все возможные тропинки – спуски с гор пристреляны.

Утром завтрак (питаются военнослужащие в таких марш-бросках всего два раза в сутки) - и, если “вертушки” прилетели, снова в путь. До самой “крыши” без остановки. Там, в зоне расположения отряда, их ждут с нетерпением. А после выгрузки - в обратный путь. Тем же порядком, навстречу опасности.



Редакция “В” благодарит командование ТОРУ ФПС, руководство Владивостокского морского торгового порта и Дальрыббанка за помощь в организации командировки.

(Окончание следует).

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток" Владивосток - Северный Кавказ