Кредо Сергея Мухина
Характер, позиция, отношение к окружающему миру, к сложившемуся порядку вещей, взаимосвязи и привычки – это и многое другое вырабатывается у каждого из нас на протяжении всей нашей жизни. Поэтому, наверное, чтобы по-настоящему оценить человека, его поведение и поступки в тех или иных ситуациях, важно знать, из каких моментов, эпизодов, этапов складывался его жизненный путь.
МАЛОЙ родиной Сергея Мухина была и остается Фадеевка – красивое приграничное село на берегу реки, среди сопок и лесов. Здесь прошли его детство и юность, годы трудового становления и приобретения зрелости.
Сам он помнит себя еще несмышленым мальчонкой, когда вместе с отцом ездил на машине, вкушая вместе с ним нелегкий шоферский хлеб. Другого выхода Александр Степанович Мухин и не видел тогда – некуда было девать пацана, оставшегося без матери. Любовь Степановна, с ранней зорьки дотемна работавшая в полевой бригаде, отравилась гранозаном при обработке зерновых, долго хворала и умерла в 1966 году, когда Сереже едва исполнилось шесть лет. А было в семье кроме него еще семеро детей – мал мала меньше: старшему Владимиру - пятнадцать лет, младшей Маринке – три годика, между ними, с интервалом в год-два, шли Алексей, Юрий, Виктор, Людмила (потом Сергей) и Нина. Детишек после смерти матери разобрали родственники – куда мужику, с утра до вечера крутившему баранку, с такой оравой? Оставил Александр Степанович при себе только младшего из сыновей, числившегося у него в любимчиках. Так и ездил с ним Сережка по сельским дорогам, приобщаясь к транспорту и технике и не зная еще, что работа по этой части станет потом его главным делом…
– Отца моего почитали как классного шофера, – не без гордости вспоминает Сергей Александрович родителя (он умер в конце восьмидесятых). – Только неразговорчивым был. Постоянно в работе, в разъездах – семья большая, надо кормить. Лишь по отдельным разговорам, по боевым наградам да из материалов школьного музея удалось узнать, что батя прошел танкистом всю Великую Отечественную, воевал под Москвой, на Курской дуге…
Года через два отец привел в дом мачеху. Но назвать ее мачехой у Сергея язык не поворачивается – сестрам и братьям Мухиным она заменила мать. Согласившись войти в многодетную семью, Вера Гавриловна переехала из соседней Новогеоргиевки в Фадеевку и первым делом собрала ребятишек под родительский кров. Она была хлопотуньей, работящей и заботливой. Но строгой.
– Гоняла нас, чтобы порядок соблюдали. И правильно делала. Наверное, потому и оболтусом никто из нас не вырос, наоборот, все стали самостоятельными и уважаемыми людьми, – убежден Сергей Александрович, оглядываясь на прошлое с высоты своего нынешнего возраста. – У нас, например, было 40 соток огорода, поделенного на участки, и у каждого своя деляна. Попробуй вовремя не обработать! И так во всем приучала нас вторая мама к порядку и аккуратности.
Жили, конечно, совсем не богато. Даже большой огород не спасал от бедности, хотя выручал здорово. К извечным заботам о хлебе насущном прибавлялась теснота маленького деревянного дома. Но что характерно, Сергей Александрович не может сегодня припомнить ссор или обид по этому поводу. Родители и девочки спали в комнате, а мальчишки кучкой – на сколоченных нарах в кухне. Других «апартаментов» в доме не водилось. Зато была дружная семья, где каждый научился не столько себе выбирать тепленькое местечко, сколько уступать другому. И только в семидесятом году Мухины получили более или менее приличное жилье в переселенческом доме. Несколько запущенном, правда, после прежних хозяев, но отремонтировали, подновили – и квартира из двух комнат, кухни и подсобных помещений показалась роскошной.
Окончив восемь классов в своем селе, Сергей учился затем в Новогеоргиевской средней школе. Оставался год до армии, когда он решил поступить в Покровскую автошколу. Расстояние не стало помехой для парня, с детства мечтавшего о такой специальности. Он успешно получил права водителя, а весной 1978 года был призван в ряды вооруженных сил. Служить ему выпало в Хабаровске, в штабе армии войск ПВО. Сергей впервые попал тогда в большой город, который поразил его красивыми проспектами, скверами и парками, прямыми и длинными улицами, высокими каменными домами причудливой архитектуры. Коренной сельский житель, он и здесь не потерялся. Благодаря природной открытости, коммуникабельности Сергей быстро освоился на новом месте. Он и службу нес честно – его отличали на полигонах и учениях, и новых друзей заимел немало, свидетельство чему – армейский фотоальбом и множество адресов сослуживцев.
Вернулся Мухин в родную Фадеевку ровно через два года. Проблем с работой не возникло – сразу приняли в совхоз шофером. Директор Любовь Яковлевна Филякова сразу отметила трудолюбие и старательность молодого водителя. А когда Сергей спустя еще два года поступил заочно в Приморский сельскохозяйственный институт (разумеется, на факультет механизации) и столько же отучился там, предложила ему должность инженера по механизации трудоемких процессов.
– Эта должность дала мне очень многое в плане приобретения опыта, – уверен Сергей Александрович. – Надо было успевать везде. Фермы, водопровод, кочегарка, зерноток – все требовало досмотра, инженерной смекалки и практических навыков. Напряженный ритм и достаточно большой объем работы приучили к личной ответственности, к тому, чтобы все просчитывать наперед.
Без сомнения, у него это неплохо получалось, не зря ведь через четыре года Мухину была предложена более высокая должность – главного инженера совхоза. Любовь Яковлевна сдавала дела преемнику, и в новом качестве Сергей Александрович работал уже с Иваном Анатольевичем Алещенко.
– Отношения и с тем, и с другим руководителем строились на основе доверия и взаимопонимания, – говорит он. – Остались они такими и по сей день. Мы до сих пор их поддерживаем, особенно с Л. Я. Филяковой, с которой судьба снова свела нас. Любовь Яковлевна давно обосновалась в Покровке, где, несмотря на почтенный возраст, продолжает работать заведующей током в «Искре». В Покровку пришлось переехать и мне. Мы вспоминаем порой годы совместной работы в Фадеевке, и скажу, душой не кривя, что для меня это был, пожалуй, один из лучших периодов. Многому можно было научиться у директора, получавшего заслуженные ордена. Любовь Яковлевна умела зажечь людей, убедить, но и спросить за дело так, что стыдно было не выполнить его. Во всем любила порядок и дисциплину. Ох, и гоняла она, помнится, пьяных мужиков! – улыбается Сергей Александрович…
Переехал Мухин в Покровку лет девять назад. Бывший тогда начальником райсельхозуправления Дмитрий Николаевич Дубейко сосватал его начальником базы материально-технического снабжения в «Октябрьскагропромсервис». В этой должности, а также коммерческим директором он проработал там не один год, как и везде, отдавая себя делу без остатка (по-другому не привык). Когда на предприятии не стало работы – ушел. Но ушел не просто в «никуда» – так уважающий себя мужчина не поступает, а обеспечив надежный тыл.
Сегодня Сергей Александрович Мухин представляет в Октябрьском районе Дальневосточный филиал Новолипецкого металлургического комбината, являясь менеджером этой крупной и солидной фирмы. Было интересно узнать, как ему это удалось. Наверняка не каждому предложили бы такую должность.
– Особого секрета нет, – считает он. – Деловые связи сложились еще в период моей работы в «Агропромсервисе», когда по заказам фирмы «Дальэкс» предприятие возило в КНР грузы Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК). Сложностей на границе в начале девяностых хватало, ведь тесные международные отношения в то время только нарабатывались. У меня уже был определенный опыт, появилась своего рода компетентность в этом деле – видимо, это и пришлось по нраву заказчикам. Директор Дальневосточного филиала НЛМК Павел Владимирович Пацвальд (он, кстати, и сегодня работает в этой должности) предложил мне помочь им в организации грузоперевозок через границу. Потом мы заключили договор на полное комплексное обслуживание, а еще позднее я перешел туда окончательно.
– Менеджер – это круто?
– Круто, – смеется, – если учесть, что работать порой приходится на износ, что зачастую не бываю дома по двадцать дней из-за длительных командировок, что организация перевозки грузов: приемка, переработка, отправка, декларирование, масса всевозможных возникающих вопросов, – все это требует полной отдачи сил и нервов. Но своей работой я вполне удовлетворен – изумительное лекарство от скуки и безделья!
– Вы полагаете, что принимать его, образно говоря, полезно каждому?
– Ну, не знаю… За других я не ответчик, потому что свою судьбу каждый решает сам. Но вот пример. Я давно ищу помощника – разворотливого и толкового молодого человека. Вроде бы и находятся желающие, но поездив со мной, поработав день-два, отказываются, потому что не выдерживают напряженного ритма.
– Наверное, такие затраты окупаются материально?
– Да, я сегодня человек далеко не бедный. У меня хороший дом, машины, дети знают, что такое достаток. Кстати, жена Наталья Дмитриевна довольно успешно занимается бизнесом, создав ЧП “Демченко”. Вместе с ней работают мои братья Владимир и Юрий, муж сестры Марины Петр Жук, тоже фадеевский и тоже из многодетной семьи, и мой школьный товарищ, друг детства Сергей Гузей. Одним словом, семья обеспечена. Как обеспечены и все те октябрьцы, которые либо работают в нашей фирме, либо находятся с нами в партнерских отношениях. Но все это мы заработали сами, своим трудом. Я вообще считаю, что пока мы сами ничего не сделаем, никто нам на блюдечке ничего не принесет. Считаю, что так могли бы зарабатывать и все мои земляки, но, к сожалению, у нас пока мало по-настоящему людей дела, которые отвечали бы за свои слова, за свои обязательства и которые могли бы создать людям условия для достойных заработков и, в конце концов, для достойного россиянина уровня жизни.
Что ж, это позиция. Если хотите – кредо Сергея Мухина.
Автор: Галина ОСЕЛЕДЕЦ, с. Покровка