Елена Чурсина: в гармонии с собою и людьми

Вероятно, если бы на четвертом году обучения в ее родном селе Красная Поляна, что в Амурской области, не сгорела школа, Лена никогда бы не стала юристом. Вряд ли деревенской девочке, родившейся в семье механизатора и врача-ветеринара и жившей за много километров не то что от университетских центров, а даже от Транссибирской магистрали, пришло в голову податься в правоведы. Но судьба распорядилась по-своему. Та судьба, которая помогла Елене Чурсиной сделать карьеру и на протяжении всей жизни сталкивала ее с добрыми и неравнодушными людьми.

12 окт. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1058 от 12 окт. 2001
Вероятно, если бы на четвертом году обучения в ее родном селе Красная Поляна, что в Амурской области, не сгорела школа, Лена никогда бы не стала юристом. Вряд ли деревенской девочке, родившейся в семье механизатора и врача-ветеринара и жившей за много километров не то что от университетских центров, а даже от Транссибирской магистрали, пришло в голову податься в правоведы. Но судьба распорядилась по-своему. Та судьба, которая помогла Елене Чурсиной сделать карьеру и на протяжении всей жизни сталкивала ее с добрыми и неравнодушными людьми.

Учительница главная моя

Итак, школа в селе сгорела. И как ни трудно было родителям расставаться с дочкой, они приложили все силы, чтобы определить ребенка в школу-интернат в городе Белогорске – единственном в тех краях островке относительной цивилизации. Проблема состояла в том, что интернат этот находился под началом железнодорожного ведомства и был предназначен для детей с полустанков, разбросанных по тамошнему участку Транссиба. Но девочку в учебное заведение приняли.

Вскоре произошла встреча, которая отнюдь не косвенно повлияла на будущую судьбу Елены. Классной руководительницей к ним пришла Татьяна Викторовна Тропина (ныне Заболотнова), распределившаяся в Белогорский интернат сразу после окончания химфака Дальневосточного госуниверситета. Молодая учительница не только сплотила класс и влюбила его в себя, но и стала активно, не для “галочки” в учебных планах, что называется, профориентировать своих подопечных. Однажды она привела в класс дипломированного юриста и по совместительству свою подругу Ольгу Орешко. (Кстати, сегодня Ольга Юрьевна – одна из уважаемых судей Приморского края.) Так девочка из глубинки Амурской области, где отродясь не водилось юристов, узнала об интересной и тогда очень загадочной профессии. В пору окончания школы в классе сложилась стойкая группа ребят, объединенная намерением учиться во Владивостоке: девочки – в ДВГУ, мальчики – в мореходке. Новоявленных покорителей города нашенского, среди которых был и будущий муж Лены – Игорь Чурсин, взялась сопровождать сама классная руководительница.

Забегая вперед, можно сказать, что жизнь уже больше никогда не разлучала Елену с ее бывшей наставницей. Татьяна Заболотнова, которая по сей день работает учителем химии во владивостокской гимназии № 1, была и остается близкой подругой. Кстати, солидный педагогический стаж и у главы семейства Чурсиных - Игоря Анатольевича. Сегодня он работает заместителем директора во Владивостокском профессиональном училище № 7, готовящем специалистов для работы в море.

Если же вернуться к традиционно связанной с большими волнениями экзаменационной поре, то остается сказать, что попытка Елены поступить на дневное отделение юридического факультета успехом не увенчалась. Но отступать ой как не хотелось. К тому же брезжила малая надежда – вечернее отделение. Но туда, объяснили, не принимают без прописки и справки с места работы. Реакция на полученную в деканате вечернего отделения информацию для семнадцатилетней девчонки была вполне адекватной: она вышла на крыльцо универа и горько заплакала…

Дед Мороз приходит летом

Теперь Елена Владимировна верит, что Деды Морозы могут приходить к людям и летом. По крайней мере, с ней чудо произошло именно в августе. К плачущей у дверей такой негостеприимной альма-матер девчушке подошел добрый человек - Иван Матвеевич Зотик, в ту пору – начальник отдела кадров автоколонны 1887 (контора предприятия находилась аккурат за зданием юрфака). Поинтересовавшись, почему девица плачет, вызвался помочь, несмотря на то, что немедленно проведенное тестирование Лена не прошла – ни работать на пишущей машинке, ни пользоваться бухгалтерскими счетами она не умела. Но уже на следующий день, выйдя на работу, проявила недюжинную смекалку. Числясь в штатном расписании уборщицей, Чурсина фактически заменяла мобилизованного на сельскохозяйственный фронт бухгалтера, а потом и инспектора отдела кадров. Утрясли и вопрос с пропиской: дали молодой работнице койку в общежитии.

Следствием нехитрых комбинаций, которые, впрочем, были бы не под силу провинциалке, оказавшейся в незнакомом городе, не встреть она доброго человека, явилось то, что Елена стала студенткой вечернего отделения юридического факультета.

Поверь в мечту

Жизнь наладилась. Сегодня Елена Владимировна с ностальгией вспоминает те годы. Общеизвестно, как нелегко совмещать работу и учебу, которой отдавала все свободное время, просиживая вечерами и в выходные дни в незабвенной “Горьковке”. Но кроме знаний учеба в университете подарила много друзей. По ее словам, курс у них подобрался очень сильный. Среди бывших однокурсников Чурсиной ныне много известных во Владивостоке и крае судей, прокуроров, адвокатов.

Складывалось все и на производстве. Она уже работала инспектором по кадрам автоколонны 1887 Дальневосточного транспортного управления, когда с подачи пришедшего на должность руководителя предприятия Вячеслава Михайловича Мартыненко была введена штатная единица юрисконсульта. Кто им станет, сомнений у начальника в отличие от немного перепугавшейся серьезной ответственности студентки не возникало. Чурсина стала работать по своей основной специальности.

Полученный после шестилетней учебы диплом не только придал уверенности в себе, но и заставил задуматься о дальнейшей судьбе.

- Жизнь у юриста на предприятии, где в ту пору довелось работать, на мой взгляд, была слишком спокойной, - рассказывает Елена Владимировна. – Ни тебе проблем по расчетам с клиентами, ни исков в суде – тишь да гладь. Я стала беспокоиться, что в таких тепличных условиях потеряю свою квалификацию как юрист.

После декретного отпуска по уходу за родившимся сыном Чурсина пишет заявление об увольнении.

Потом был не один повод пожалеть о “потерянном рае”. Но она не жалела, несмотря на то, что на новом месте работы, в одном из подразделений всесоюзного “монстра” Главснаба - предприятии “Дальинструментснабсбыт” поначалу Елене пришлось очень нелегко. Можно представить, каково ей было контролировать соблюдение договоров поставок со 175 предприятиями по всему Союзу – от Средней Азии до Прибалтики. Ведь их продукцию ждали около 250 предприятий Приморья, в основном относящихся к “оборонке”. А что такое по тем временам сорвать поставки на стратегическое производство оборудования, думается, объяснять не надо. Хлопот юристу добавляли нередкие случаи пересортицы, излишков или недостачи товара. По каждому факту нужно было составить квалифицированную претензию, полученные в университете знания приходилось применять ежедневно. Но что еще важнее, работа юриста в такой серьезной организации дала бесценный практический опыт. Именно в “Приморскглавснабе” прошло профессиональное становление Чурсиной.

- Жесткий рабочий ритм дисциплинировал. Высокую ответственность, связанную с необходимостью точно в срок подготовить документацию, и сегодня считаю основой работы правоведа, - говорит Елена Владимировна.

Пора крутых экономических реформ застала ее в должности начальника договорно-правового отдела. Юристы начавших приватизироваться предприятий, может быть, первыми почувствовали, какие нелегкие времена грядут. Именно в этот период Елене Викторовне впервые пришлось задуматься о несовершенстве нового российского законодательства, столкнуться со своеволием власть имущих. Чурсиной довелось стать участницей целой череды судебных споров, доказывать свою правоту в Высшем арбитражном суде, где ее оппонентом выступал не кто иной, как Генеральная прокуратура РФ.

Однако все, что ни делается, - к лучшему. Закаленная в боях Чурсина обрела репутацию высококлассного юриста. Но почивать на лаврах опять-таки не хотелось. Появилось желание испытать себя, поработать с опорой только на собственный профессионализм, когда за спиной не стоит уже авторитет “Приморскглавснаба”.

Решено: Чурсина уходит на вольные хлеба. Благо, однокурсница тут же предложила место в своей недавно созданной юридической фирме. Накопленный опыт помог быстро освоиться в новой обстановке. Уже при ней фирма обросла клиентами, расширился спектр оказываемых им услуг. Сегодня в компетенции Чурсиной много самых серьезных задач: защита интересов предпринимателей в сфере налогового законодательства, споры в области договорных обязательств, сделки с землей и недвижимым имуществом. Ее успехи в работе с людьми коллеги склонны относить за счет врожденной коммуникабельности. Елена Чурсина из породы людей, которым невозможно ответить “нет”. Но качество это обусловлено отнюдь не запредельной настырностью, а скорее наоборот - легким и веселым нравом, умением обаять собеседника.

Есть в ее нынешней профессиональной деятельности еще один немаловажный аспект. Елена Владимировна курирует молодежь, которая приходит на работу в фирму. И этот крест она несет не то что покорно, а даже с неким энтузиазмом. В этом факте проглядывается определенная жизненная справедливость. Окружавшие Чурсину люди никогда не отказывали ей в человеческом участии. Видно, пришла и ее пора помогать тем, кто в таком же участии нуждается.

Автор: Иван ЖУКОВ