Истцы и ответчики

На этой неделе (с 8 по 12 октября) в Азиатско-Тихоокеанском регионе проводится очередная акция борьбы международной федерации профсоюзов транспортных рабочих с так называемым субстандартным судоходством, или, что более привычно российскому уху, удобными или дешевыми флагами. Такие недели акций стали традиционными и проводятся на всех бассейнах Мирового океана в защиту прав моряков. В последние годы одним из активных игроков на этом поле страданий и невыплаченных зарплат стала Россия. Истец и ответчик в одном лице. Корреспондент “В” попросил президента Дальневосточной ассоциации морских капитанов, инспектора Международной федерации транспортников Петра Осичанского рассказать о том, почему российские судовладельцы попали в ряды самых злостных нарушителей международных стандартов судоходства, а российские моряки стали одними из самых низкооплачиваемых специалистов в мире.

11 окт. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1057 от 11 окт. 2001
На этой неделе (с 8 по 12 октября) в Азиатско-Тихоокеанском регионе проводится очередная акция борьбы международной федерации профсоюзов транспортных рабочих с так называемым субстандартным судоходством, или, что более привычно российскому уху, удобными или дешевыми флагами. Такие недели акций стали традиционными и проводятся на всех бассейнах Мирового океана в защиту прав моряков. В последние годы одним из активных игроков на этом поле страданий и невыплаченных зарплат стала Россия. Истец и ответчик в одном лице. Корреспондент “В” попросил президента Дальневосточной ассоциации морских капитанов, инспектора Международной федерации транспортников Петра Осичанского рассказать о том, почему российские судовладельцы попали в ряды самых злостных нарушителей международных стандартов судоходства, а российские моряки стали одними из самых низкооплачиваемых специалистов в мире.

- Петр Иванович, неужели действительно все так плохо в нашем морском королевстве? Ведь еще несколько лет назад мы гордились тем, что наш флот один из лучших в мире, да и валюту в казну государства добывали в основном Минморфлот СССР и министерство нефтяной и газовой промышленности. А теперь?

- А теперь плохо. Почему плохо? Помните, как в том старом анекдоте: а кому сейчас хорошо? Если же серьезно, то не было бы необходимости создавать концепцию судоходной политики Российской Федерации на период до 2020 года на основе морской доктрины, утвержденной президентом России В. Путиным летом этого года, если бы положение на морях и океанах не вызывало тревоги у специалистов, у правительства. Причем речь ведь не идет только о морском торговом флоте, а о ФЛОТЕ в целом. И хотя все это пока на уровне разговоров, все же некоторый оптимизм вселяет. Может быть, потому что много лет флот был на периферии государственных интересов?

- А флотские вынуждены были в это время выживать кто как может?

- Можно и так сказать, а иначе как объяснить развал таких пароходств, как Черноморское, Балтийское, Камчатское; список далеко не полон. Вместо прежних судоходных гигантов появились карлики, и политика, которую они вели, никакой другой, кроме карликовой, и не могла быть. На новый флот у них денег не было, поэтому они скупали по цене металлолома те суда, от которых избавлялись гиганты, нанимали на них тех моряков, которые вынуждены были увольняться из тех же самых гигантов по случаю тотального сокращения флота.

На ремонт тратиться им не было никакого экономического смысла, и на морях появилось огромное количество разношерстных, ржавых, давным-давно устаревших как физически, так и морально судов, представляющих опасность для мирового судоходства. А чтобы облегчить себе процедуру регистрации такого флота, увеличить норму прибыли, на них поднимали удобные флаги. Так появилось современное российское ублюдочное судоходство.

- Резкое определение, не думаю, что наши новые судовладельцы согласятся с вами. В конце концов, не без помощи государства сложилась такая ситуация на нашем флоте, с его стороны было сделано многое, чтобы вытолкнуть наш флот в офф-шорную зону.

- Истинная правда, рынок диктовал условия, и люди приспосабливались к этим условиям. Нужно признать это как данность, но не консервировать ситуацию навечно, не ловить рыбку в мутной воде. Ведь кроме собственных экономических интересов есть еще международные правила, по которым играют все развитые морские державы. Мы тоже пытаемся причислить себя к таким державам, а ведем себя ничем не лучше тех же самых развивающихся стран.

Возьмите зарплату моряка. Международная организация труда определяет базовую ставку матроса в 435 долларов, подчеркиваю - базовую, что означает, что к ней добавится по меньшей мере еще столько же и в целом зарплата будет не менее 850 американских долларов. Международная федерация транспортников устанавливает минимум этой зарплаты в 1250 долларов. Наши же судовладельцы нашему матросу на судне под удобным флагом платят не более 250 долларов США.

- Скажите, насколько правомерно требование МФТ к российским судовладельцам платить такую высокую заработную плату морякам? Союз российских судовладельцев (СОРОС), например, считает, что это незаконно, и было даже обращение в правительство РФ и МИД с просьбой отреагировать на дискриминационные действия МФТ и его членских организаций, особенно в североевропейских странах, по отношению к российским судовладельцам.

- Мне известна позиция СОРОСа, и, признаться, я был очень удивлен не столько этой позицией (в конце концов, МФТ защищает интересы моряков, СОРОС - интересы судовладельцев, и вполне нормально, что их позиции во многом не совпадают), сколько тем, как преподносится политика МФТ в интерпретации СОРОСа. Заявить с высокой трибуны о том, что МФТ собирает с судовладельцев огромные суммы контрибуций для того, чтобы на эти деньги организовывать бойкоты судов строптивых судовладельцев с тем, чтобы собирать еще большие контрибуции, - означает сознательно извратить истинный смысл всех действий МФТ по защите прав моряков, работающих на субстандартных судах и лишенных возможности отстаивать свои интересы с помощью национального законодательства. Ведь наш моряк-дальневосточник, кинутый судовладельцем по зарплате, не поедет в Камбоджу в поисках справедливости (кому он там нужен?), а наш российский суд не примет его иск к производству. В этом вся подлость ситуации, которую не хочет замечать СОРОС и последствия которой всеми силами пытается минимизировать МФТ. А что касается денег, которые собирает МФТ с судовладельцев при подписании соглашений, то деньги эти, поверьте мне, не разворовываются, как это часто бывало в России, а полностью тратятся на нужды моряков, в том числе российских. Сотни российских моряков ежегодно репатриируются домой с брошенных судов на эти деньги, сотни тысяч долларов выделены Находке, Восточному, Владивостоку, Санкт-Петербургу, Новороссийску, Калининграду и другим российским портам на социальные нужды и для строительства или обновления интерклубов. В сумме это миллионы долларов! Это лишь крохотная часть тех денег, которые наши судовладельцы уводят за рубеж, а МФТ пытается вернуть их в Россию.

- Разве СОРОС не заинтересован в том, чтобы наши моряки получали нормальную зарплату и без многомесячных задержек?

- Заинтересован, несколько месяцев назад даже было принято решение, рекомендующее российским судовладельцам выполнять МОТовскую конвенцию, но в последнее время речь об этом уже не идет. Сейчас на повестке дня лишь один вопрос: наших бьют! Дискриминация! Все это напоминает мне многолетней давности историю с замминистра морского флота СССР г-ном Юницыным, который в ответ на появление Парижского меморандума, устанавливающего технические стандарты безопасности мореплавания, направил на флот циркуляр, где популярно разъяснял всем морякам, что Парижский меморандум принят специально для того, чтобы дискриминировать славный советский торговый флот. А сейчас уже и Токийский меморандум действует, и никто не подвергает сомнению их необходимость и правомочность.

Уход в офф-шорную зону - это уход от действительно грабительских налогов, но почему при этом так низка или вовсе не выплачивается зарплата моряка?

Оправдывать действия “бедных” российских судовладельцев - даже в короткой исторической перспективе эта позиция ущербна. Вот почему так много арестованных российских судов по всему миру, только в Пусане их около 20.

- Получается, что россияне в мировом флоте умудряются выступать и истцами, и ответчиками одновременно?

- Если бы дело было только в зарплате, ведь проблема гораздо глубже. Она прежде всего в том, что с ростом числа компаний не происходит долгожданного возрождения флота, это тот самый случай, когда количество упорно не хочет становиться качеством. Поэтому все мы и СОРОС в первую очередь должны задаться вопросом: где тот магистральный путь развития судоходства, о котором мы так любим рассуждать? Откуда начнется возрождение российского флота? С этих мелких компаний, не желающих соблюдать элементарных международных правил и законов своей страны? Из сотен этих компаний лишь единицы пытаются вести серьезную работу по развитию своего флота, остальные просто делают деньги. Для себя. Можно и нужно говорить о том, что государство равнодушно к своему родному флоту, но не стоит при этом игнорировать те негативные тенденции в российском судоходстве, которые осуждаются всем мировым сообществом.

Автор: Служба новостей "В"