Коммерция и культура - близнецы братья
Первый приморский гражданский форум состоялся в минувшую пятницу в музее им. Арсеньева. Основной доклад обозначил так называемый тезис дня: не только и не столько от государства зависит возможность реализовывать образовательные, культурные, экологические, медицинские и другие программы. На все у государства денег не хватает. И не только в России, но и в высокоразвитых зарубежных странах. А значит, нужны инициативные и грамотные энтузиасты. Рост числа неправительственных некоммерческих организаций, которые собрались на форуме, - ответ на запрос времени. Четыре секции с условным названием “Человек и социум”, “Человек и здоровье”, “Человек и среда”, “Человек и культура” искали свой ответ на вопросы: необходимо ли взаимодействие с властью, как оно может осуществляться, какими составляющими наполняется любой проект – финансы, идея, человек.
В работе форума принимал участие фонд поддержки культуры, искусства и образования “Артиада”. Его руководитель Татьяна Язвинская ответила на вопросы корреспондента “В”:
- Татьяна, начнем с азов. Негосударственная некоммерческая организация звучит слишком общо. Прокомментируйте это название…
- Это организация, которая может проводить любые, в том числе коммерческие операции, но прибыль от них направлена на развитие самой организации. Но если с самых азов...… Образование, медицина, культура – всегда нуждались в поддержке государства. И раньше хорошо, плохо ли, но бюджетное финансирование обеспечивало эти направления. Но сегодня законы рынка все подчинили себе. Государство не находит денег, значит, и эти области должны быть рентабельными, чтобы выжить, - речь идет не только о России, в развитых странах точно так же. Выход один – зарабатывать самим, привлекать тех, кто имеет деньги.
- То есть мы говорим о менеджменте?
- Сегодня да. Любая, самая гениальная идея – еще не проект. Проектом она становится, когда найдены деньги. Примеры тому - музыкальный абонемент Виктора Баранова, продюсерский центр Сергея Лепского, которые умело изыскивают средства для продвижения своих проектов. Этому, кстати, было уделено особое внимание в работе одной из секций форума “Соотечественники”, который прошел в начале сентября. Как заявить идею, как и кого заинтересовать, как просчитать потенциальную прибыль и прочие на первый взгляд сугубо экономические моменты – это все менеджмент, без которого сегодня той же культуре не обойтись. И совершенно бессмысленно упрекать государство в том, что у него нет денег. Это все равно ничего не меняет.
- Вы отвергаете сотрудничество с официальными государственными структурами?
- Отнюдь! Надо научиться взаимодействовать. В той же Америке государство может не оказать буквальной материальной помощи, но участвовать на своем уровне. К примеру, определить налоговые льготы для спонсоров проекта (в России до сих пор спонсоры никак не поощряются), дать определенный статус мероприятию, что позволит привлечь большее число участников, объявить целевую программу и прочее. Все остальное – за некоммерческими организациями. Именно они более мобильны, менее консервативны. Об их возрастающей значимости говорит сегодняшний форум, тем более что он проводится в преддверии всероссийского съезда негосударственных объединений.
- Ваш фонд - одно из таких объединений? Что имеется в копилке хороших дел?
- Официально мы существуем год. Но хорошие дела начались в 1997-м. Тогда я была заместителем директора международного арт-колледжа по науке и творчеству. Учащиеся колледжа и музыкального училища г. Владивостока приняли участие в программе “Дети России”, которая была представлена в пяти штатах Америки. Следующий проект – поддержка хореографического ансамбля “Кураж” под руководством Татьяны Зарубиной. Коллектив хорошо известен, но для гастролей за рубежом нужны были средства. Они нашлись. В 1998 году удалось помочь Артему Слепышеву, юному пианисту, очень талантливому, но, к сожалению, неимущему. Сегодня он учится в Москве. В нашей копилке – участие в телемарафоне (проводился в г. Денвере, США) в поддержку детских и юношеских культурных программ. Мы выиграли грант на обучающую программу “Как управлять некоммерческой организацией”.
- Надо ли понимать слово “помощь” буквально: вы собрали деньги и кому-то отдали?
- Бывает и так. В случае с тем же Артемом мы просто объявили сбор средств, которые потом были отданы ему. Но в общем задача фонда – другая. Мы оформляем идею, просчитываем ее, проводим исследование рынка, рассылаем письма с предложением помочь…
- Откликаются?
- Сравнительно с 98-м годом …меньше. У бизнесменов нет заинтересованности. Но фонд тем и отличается от государственных структур, что, получив отказ в одном месте, мы обращаемся в другое. Чем больше людей будут, во-первых, проинформированы, во-вторых, заинтересованы, тем большую потенциальную отдачу мы можем ожидать. Мы планируем провести на базе школы Алексея Ищука мастер-класс международного танца с привлечением педагогов из разных стран (в Приморье современному танцу учиться негде), танцевальный фестиваль “Традиция и современность”, “Возрождение духовой музыки в Приморье”.
- Татьяна, как расшифровывается местоимение “мы”?
- Мы – это сеть некоммерческих культурных организаций, между которыми фонд является связующим звеном. Работа в культурном пространстве сегодня – это еще и огромная поисковая работа. Вы представить не можете, сколько сегодня в мире различных некоммерческих организаций! К примеру, фестиваль духовой музыки планируется с участием негосударственных объединений Австрии и российским движением “Армия и культура”. Между прочим, процесс интеграции в мировое культурное пространство – тоже на повестке дня. Во Владивостоке недавно создан российско-американский культурный центр, и уже идет подготовка к форуму “Сотрудничество на Тихоокеанских побережьях России и США: бизнес, образование, культура”, заявленному на апрель 2003 года.
Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"