Учитель + ученик = любовь

За два с лишним десятка лет бывало всякое – дети, они ведь как зеркало. Какие взрослые, такие и они. Порой неуправляемые, порой злые. Наталья навсегда запомнила случай: мальчик собрал книги, среди урока встал и пошел из класса. Она ему: - Ты куда? Он в ответ: - Пошла на х… Оторопела... и бросилась к родителям.

5 окт. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1054 от 5 окт. 2001

Наталья Логвиненко, старший учитель школы № 22 г. Владивостока, мерит свой школьный стаж не годами – уроками. А так как это величина меняющаяся, подсчитывает их тут же, быстро перемножая в уме:

- При нагрузке 20 часов в неделю 23 года плюс сентябрь… Получается 15 тысяч 640...

Но цифра, конечно, устареет к моменту выхода заметки. Да и не в ней дело. А в том, что Наталья не устает любить своих питомцев. Их она встречает у порога школы, когда они приходят туда впервые. Их она учит писать и читать первые слова. С ней они учатся ответной любви – к своему учителю, родной школе. И это, пожалуй, самая сложная наука.

За два с лишним десятка лет бывало всякое – дети, они ведь как зеркало. Какие взрослые, такие и они. Порой неуправляемые, порой злые. Наталья навсегда запомнила случай: мальчик собрал книги, среди урока встал и пошел из класса. Она ему:

- Ты куда?

Он в ответ:

- Пошла на х…

Оторопела... и бросилась к родителям. Не за тем, чтобы жаловаться - спасать ребенка совместными усилиями.
Впрочем, чаще она применяет другой рецепт от плохого настроения, который придумала сама: выходит из класса на несколько минут.

- Мое правило – не готов к общению, отложи его. А эмоции – это личная неготовность учителя, - говорит она.
Это лишь одна составляющая педагогической философии Натальи Логвиненко, которую она проверяет личным опытом. Есть и другие, к слову, совсем незамысловатые: надо быть искренней с ребенком, верить в него и делать все, чтобы он сам верил в свои силы, постоянно нацеливать на доброе – зла ведь так много в жизни. А еще дружить с ним. И тогда не будет неудачных уроков.

Между прочим, понятие это – удачный урок – Наталья Логвиненко понимает по-своему. Имеет продолжение в жизни начатая на уроке тема – неважно, в какой форме, значит, материал усвоен. Как-то раз поехала она со своим классом в Ботанический сад на прогулку. Нашли трухлявое дерево и сделали из него бумагу, шершавую темную, но бумагу. Каждый что-то написал на ней.

- Вот, оказывается, как все просто, - изумлялись дети.

- В мире нет ничего сложного, если вы хотите чего-то добиться, - с улыбкой отвечала она.

Это лишь небольшая иллюстрация из жизни к ее увлекательным классным занятиям: несколько лет Логвиненко работает по экспериментальной программе “Школа-2000”. Эксперименты – маленькие и большие – наполняют жизнь класса. Учитель и ученики вместе учатся, вместе отмечают праздники (кстати, главными праздниками года для Натальи являются 1 сентября и День учителя), сочиняют сказки, рисуют.

В последнее время в обществе сложилось мнение, что из школы не уходит только тот, кому некуда. У Натальи иначе, она не мыслит себя без этой профессии. Не зарплатой по большому счету, меряется наша жизнь, считает она. А количеством любви. Которая и остается главной между учениками и учителем, не поддаваясь никаким экспериментам.

Автор: Ольга ЗОТОВА, “Владивосток”