Ценностей много, а мир один...
- У философа всегда особый взгляд даже на проблемы, числящиеся “по другому ведомству”. Давайте поговорим об экономике – я слышал ваш доклад об инвестиционной привлекательности Приморья на 2-м тихоокеанском форуме соотечественников. Вы говорили об иллюзии, живущей в сознании многих экономистов, – что инвестиции - всегда хороши сами по себе. Можете развить свою мысль: когда инвестиции - благо, а когда – нет?
- У философа всегда особый взгляд даже на проблемы, числящиеся “по другому ведомству”. Давайте поговорим об экономике – я слышал ваш доклад об инвестиционной привлекательности Приморья на 2-м тихоокеанском форуме соотечественников. Вы говорили об иллюзии, живущей в сознании многих экономистов, – что инвестиции - всегда хороши сами по себе. Можете развить свою мысль: когда инвестиции - благо, а когда – нет?
- Сказать раз и навсегда невозможно, слишком много условий. В обыденном сознании живет представление о том, что единственная проблема – в деньгах: дайте деньги – и все будет хорошо. Но деньги сами по себе ничто. Денег в мире много, это последнее, на что нужно рассчитывать. Прежде всего нужны реальные проекты, но и это недостаточное условие...… Готовых решений нет. Проще сказать, когда не будет работать, чем когда будет.
- Вы говорите, что собственно экономический рост и общее развитие региона – разные вещи и что рост как таковой может происходить за счет развития…
- Развитие – это прежде всего сохранение того, что есть. У постиндустриальных стран основной ориентир развития сегодня – это сохранение человеческого ресурса. Заниматься образованием, наукой, творческими проектами необходимо и нам, потому что высокий интеллектуальный уровень - одно из немногих достижений, которое у нас пока сохраняется. Наши специалисты и сегодня высоко ценятся, но что будет завтра?
Развитие должно сохранять уже накопленное, а вот экономический рост часто идет за счет исчерпания того, что есть. Например, мы можем расти за счет природы: социальное тело растет, природное истощается, но что будут делать следующие поколения?
- В недавнем интервью нашей газете Сергей Дарькин определил приоритеты краевой администрации в том духе, что инвестировать нужно реальную экономику, а здравоохранение и образование могут подождать. Понятно, что губернатор не смотрит дальше, чем четыре или восемь следующих лет, но давайте попробуем взглянуть в долгосрочной перспективе…
- Губернатор сегодня поставлен в такие условия, когда не до жиру, быть бы живу - зима надвигается. Мы пожинаем плоды именно того “роста за счет будущего”, который идет вот уже больше 10 лет. Думаем о том, как провести ближайшую зиму, а следующая никого не волнует, хотя скупой платит дважды – наскоро залатанные трубы через два-три года опять полетят...…
- А возможен ли более долгосрочный взгляд?
- Необходим. Даже авральные мероприятия желательно решать с учетом перспективных задач. Прошедший недавно во Владивостоке съезд сведущих людей как раз и ставил своей задачей связать краткосрочные планы с длительной перспективой. Нужно верить в то, что безвыходных ситуаций не бывает, ведь есть ресурсы, которыми мы не пользуемся. Например, организованная общественность. На сегодняшний день можно однозначно сказать, что без диалога между властью и общественностью никакие проблемы решиться не смогут.
Если развиваться по тоталитарной модели – тогда общественность не нужна. Но при демократической - деваться некуда, нужно строить жизнь по трем уровням – личная, общественная и государственная. Сегодня у нас функционируют только первый и последний уровни.
- Может быть, в этих условиях более приемлемой была бы тоталитарная, как вы говорите, модель?
- Может быть. Но тут я исхожу из данности: раз мы выбрали демократическую модель, нужна организованная общественность. Это важнейший ресурс, огромный трудовой потенциал. Как говорит восточная пословица, лучше зря работать, чем зря сидеть - человек должен ощущать свою значимость.
Досье «В»
Ячин Сергей Евгеньевич, доктор философских наук, профессор, декан факультета культурной антропологии ДВГТУ. Факультет открыт в 1998 году, тогда на Дальнем Востоке и в Сибири он был единственным в своем роде. С направлениями работы на факультете совпадает область научных интересов профессора Ячина - философская антропология и социальное проектирование. Познание любых общественных процессов должно начинаться с познания человека, считает Сергей Евгеньевич.
В Москве это уже поняли, недавно в столице состоялся съезд общественных организаций, о значимости которого говорит присутствие на съезде президента Путина. Кстати, у нас все это началось раньше - гражданское собрание стали организовывать во Владивостоке еще два года назад, но… развернуть его работу пока не получается. И не будет получаться до тех пор, пока власть не поймет значения общественности.
- На мой взгляд, сегодня в мире распространен “экономоцентризм”, если можно так выразиться. Считается, что выгода (“экономическая эффективность”) абсолютна и является самоцелью, что экономика выше нравственности, полностью автономна и так далее. Как на это смотрите вы?
- Должен сказать, что за рубежом уже появилась масса публикаций об этических основаниях бизнеса. Так, например, современные информационные технологии не могут развиваться без доверия, без этики.
Я не умаляю значение экономического фактора, но его надо поставить на место – это средство для достижения неких целей. Предположим, наша цель – благополучие человека, а средство – развитие экономики. Мы же меняем местами средство и цель, человек становится средством, за счет его благосостояния мы пытаемся поднимать экономику. Зачем? Что, она сама для себя существует? И при всем этом средство важнее цели, улавливаете? Ведь каковы средства, таковы и цели.
- И каковы же у нашей экономики должны быть цели, куда все-таки нужно вкладывать средства, если они есть?
- Мы живем в условиях ограниченных ресурсов. Как жители страны, которая не может претендовать на статус постиндустриальной, мы должны развиваться в области интеллектуальных технологий, не ограничиваясь вывозом сырья. Конечно, грех не воспользоваться ресурсами, которые у нас есть, но нужна глубокая переработка. Когда мы примитивно выбрасываем их на рынок – это не просто преступление, это ошибка, которая хуже преступления.
Для русского сознания характерен творческий подход к делу. Одной из “точек роста” могут быть разного рода новаторские идеи, которые рассыпаны в народе и остаются невостребованными. Интеллектуальную собственность у нас пока не принимают всерьез. Вы знаете, например, что у компании “Майкрософт” 95 процентов стоимости акций составляет именно интеллектуальная собственность? На стоимость оборудования и всего прочего приходится только 5 проц. Они сделали ставку на огромное невещественное богатство! А мы? Если мы удержим сферу интеллектуальных технологий и инноваций, есть возможность все-таки войти в число передовых стран.
Границы сегодня прозрачны, информация перетекает по всему миру. Чтобы соответствовать общему уровню, нужно понимать, что делают другие. Иначе увеличивается разрыв. Пропасть непонимания между передовыми странами и третьим миром становится все глубже…...
- А как вы оцениваете политику стран “золотого миллиарда”?
- Последние события в США показали, что она была недальновидна. Эту пропасть между странами надо убирать. У западного мира одни фундаментальные ценности – личность, ее права, свободы. У восточного – другие, и в этом разрыве таится страшное. Ценности нужно транслировать, и не только военным путем. Не навязывать, а стремиться к диалогу ценностей. Такие возможности всегда существуют.
Автор: Василий АВЧЕНКО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"