Большая энергетика. Принцип «объединяй властвуй» не сработал
Интересы высшего менеджмента ДВЭУК вошли в противоречие с интересами угольщиков и электропрофсоюза.
Интересы высшего менеджмента ДВЭУК вошли в противоречие с интересами угольщиков и электропрофсоюза.
Внутри большой энергетики края разгорелся конфликт. Собственно нарыв стал назревать еще весной - с момента решения председателя правления РАО “ЕЭС России” Анатолия Чубайса о создании в Приморье Дальневосточной энергетической управляющей компании. А в понедельник, когда ДВЭУК официально вступил в свои права, “фурункул” – то есть взаимные претензии всех заинтересованных сторон – прорвало.
Разделить, чтобы объединиться
Такие территориальные структуры стали появляться по всей стране с начала нынешнего года. Они призваны не только укрупнить мелкие (областные) энергетические генерирующие, сетевые и сбытовые компании, не только сократить многочисленные управленческие аппараты и улучшить систему оперативного руководства отраслью, но и приблизить большую энергетику к потребителям и местным административным органам. Там, где самостоятельные подразделения (например, в Архангельской и Иркутской областях) отказывались подчиниться требованиям РАО и входить в состав холдингов, стали возникать трудноразрешимые проблемы между учредителями, а также между трудовыми коллективами и руководящим звеном.
Подобные трудности возникли и в Приморье. ДВЭУК (генеральный директор Виктор Мясник) с 24 сентября подчинила себе “Дальэнерго” (начальник Олег Онищенко) и “ЛуТЭК” (управляющий Дмитрий Тарасов). Именно так и было до 1997 года. Потом Приморскую ГРЭС, Лучегорские разрезы и транспортный комплекс выделили в единую компанию по инициативе тогдашнего министра топлива и энергетики Сергея Кириенко.
На первых порах выгода была ощутимой. Станция уже не покупала близлежащий уголь, затраты сократились на треть за счет отсутствия обязательных платежей по налогам и сборам. Незаметно для коллег из “Дальэнерго” началась конкуренция и с продукцией станций на юге края. Это, кстати, надо приветствовать, ведь в конечном счете потребитель получает более дешевую энергию. Вот только закрыть потребности всего края “Приморка” оказалась не в состоянии, но работа Владивостокской ТЭЦ-2, Артемовской ТЭЦ и Партизанской ГРЭС оказалась малорентабельной. Если бы крупнейшая “кочегарка” края сумела обеспечить регион дешевым светом, то и проблем бы не стало. Однако ГРЭС в Лучегорске не потянула, в конце декабря прошлого года резко упала добыча местного угля и станция сократила нагрузку до уровня самообеспечения.
Акционер управляет, шахтеры - копают
Предотвратить подобные провалы, оперативно влиять на работу генерирующих мощностей и равномерно распределять нагрузку между всеми станциями и призвана была ДВЭУК. Первый конфликт разгорелся на “ЛуТЭКе”. Ее акции распределены между РАО “ЕЭС России” и “Приморскуглем”. У господина Чубайса более половины акций, но шахтеры при этом могут заблокировать любое решение. Чтобы обезопасить себя, москвичам нужен контрольный пакет. И они придумали, как его получить. Они дают деньги на развитие местных разрезов, но коллектив “ЛуТЭКа” обязан рассчитаться собственными акциями. Какими? Поскольку других нет, то “Приморскугля”. А чтобы провести это решение в действие, они предложили выбрать новых председателя и заместителя совета директоров (в нем восемь членов, пятеро – москвичи и трое – приморские шахтеры). Заочно на руководящие должности в столице назначили своих людей. Такой подход не устроил “Приморскуголь”. Ведь в конечном счете у шахтеров мало что остается, хотя с семидесятых годов в развитие разрезов Лучегорска они вложили сотни миллионов рублей, да и горняцкий коллектив “из сына превращается в пасынка”.
Генеральный директор “Приморскугля” Анатолий Васянович стал бить в колокола, дабы привлечь внимание общественности и администрации края. По всей видимости, в Москве поняли, что хватили лишку. На следующей неделе должно состояться очное заседание совета директоров “ЛуТЭКа”, которое должно выработать компромиссное решение, устраивающее обе стороны. Вот только факт включения “ЛуТЭКа” в ДВЭУК оспариваться не будет, здесь обратного пути уже нет.
Предчувствие забастовки
Если этого не произойдет, то в коллективе лучегорской компании начнутся волнения. Там уже создан забастовочный комитет, в котором из девяти человек шесть шахтеров. Любая стачка под девизом защиты интересов простых рабочих может привести к непоправимым последствиям. Прекращается добыча твердого топлива, на завозных углях станция долго продержаться не сможет, и в пик холодов ГРЭС будет вынуждена сбрасывать нагрузку. Потребителей – промышленность, население и коммунальную энергетику посадят на аварийную бронь. То есть повторится прошлогодняя ситуация. И вновь Приморье будет у всех на слуху. Кстати, о поддержке требований шахтеров Лучегорска заявили горняки Павловки, Липовецка и Партизанска. Председатель теркома углепрофсоюза Петр Кирясов дал понять, что в случае противостояния на “ЛуТЭКе” сторону трудового коллектива поддержат все предприятия угольной промышленности края.
Круиз для руководства вместо льгот для рабочих
Вторым камнем преткновения стали взаимоотношения между ДВЭУК и электропрофсоюзом. Все началось с приказов Виктора Мясника об административно-кадровых изменениях и сокращении непроизводственных расходов. В самом ДВЭУК работают 14 человек, а по штатному расписанию будет 24 специалиста. В “Дальэнерго” из семи заместителей руководителя оставляют троих, из восьми департаментов в наличии будет шесть. Упраздняются все непроизводственные структуры: социальные, медицинские, вспомогательные. Часть подразделений получит самостоятельный статус и собственное право на выживание. Это не значит, что людей станут пачками увольнять. Большинство работников получат предложения о переводе в другие структуры. То есть права рабочих и служащих не ущемляют.
Почему тогда электропрофсоюз поднялся на борьбу? Да потому, что приказом генерального директора бухгалтериям всех предприятий запрещено перечислять профвзносы на счета приморского электропрофсоюза. А без денег на собственное содержание профсоюзные лидеры обойтись не могут. Потому и заявлено об ущемлении прав простых трудящихся. Это приостановление выдачи дополнительных выплат членам электропрофсоюза в размере 1300 рублей в виде дотации к отпуску, временное упразднение 50-процентной скидки на оплату энергии, новый распорядок рабочего дня и ряд других. Денежные пособия и льготы лишними для энергетиков не являются, ведь средняя заработная плата по “Дальэнерго” составляет всего 3,5 тысячи рублей.
Лидеры электропрофсоюза намерены открыто сопротивляться новой администрации всеми доступными способами. Они уже предали огласке факт круиза 22 сентября на теплоходе “Ольга Садовская” всего руководящего персонала ДВЭУК и “Дальэнерго”. Как написал специально для “В” обозреватель газеты “Мегаполис-Континент” Александр Курбатов: “Экономя на льготах для своих рабочих, новое руководство лихо отметило рождение очередной коммерческой компании”. Возник резонный вопрос - за чей счет банкет?
В профсоюзе будут настаивать на соблюдении коллективного договора, многие пункты которого действуют еще с середины 90-х годов. Созданная примирительная комиссия пока не смогла найти точки соприкосновения. Администрация ДВЭУК однозначно решила ликвидировать непроизводственные расходы, а профсоюз не менее твердо настаивает на соблюдении условий колдоговора. Теперь все ожидают решения трудового арбитража. Но скорее всего и он не сможет помирить стороны. Потому противостояние может перерасти в открытую вражду.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"