В Дальнеречье дровишки готовят загодя
48 процентов бюджета в Дальнереченском районе Приморья идет на народное образование. Это рекордный показатель по краю. Но прошлая зима внесла свои коррективы в жизнь дальнереченских детей. Неудивительно,что морозы послужили хорошим уроком на будущее.
Образование латать не стали
- Нам бы к школе второй этаж пристроить – некуда детишек рассаживать. Представьте, сколько будет первоклашек лет через шесть, если с уходом последней зимы все деревенские молодки ходят с животами! Люди ведь день и ночь тогда проводили без света, - с шуткой докладывают обстановку высоким ревизорам учителя села Веденка. Замечания учтены. Еще даже первые осенние заморозки не наступили, а все социальные объекты Дальнеречья укрепляются к зимним холодам, где нужно - ремонтируются.
Сельская школа в крупном селе Ракитном осталась в начале года без тепла – трубы пришли в негодность. Решили не латать дыры, а сделать капитальный ремонт. “Белый дом” выделил на все про все 1,6 миллиона рублей из 6-миллионной краевой субсидии.
Ракитное на карте Приморья – это не Сиреневка, и даже не Константиновка - намного дальше будет. Однако 120-километровая грунтовка Дальнереченск - Ариадное в августе - сентябре побила все рекорды вице-губернаторского внимания. Последним этими маршрутами транзитом через Хабаровск проехал куратор приморской коммуналки Сергей Передрий. Высокого чиновника интересовало состояние не только школ, но и котельных. Он со знанием дела заглядывал в каждый котел, оценивал взглядом учительские и классные комнаты.
- Что со спортзалом, есть ли уголек, не устарели ли компьютеры? – интересовался Сергей Андреевич.
В ответе, разумеется, не учителя, а глава муниципального образования Анатолий Фтодосьев, которому ради учителей и школьников приходится несколько урезать расходы на благоустройство. Ну а уж перед первым снегом к социалке, как и подобает, двойное внимание.
Обновленная школа к учебному году готова. К слову, рядом с сияющим после ремонта зданием доживает свое деревянный барак коррекционной школы-интерната, в которой учатся 95 ребятишек, собранных из четырех северных районов. Как пояснили, реконструкция обветшавшего интерната числится в пунктах федеральной программы “Дети России”, курируемой депутатом Светланой Горячевой.
Новая школа в соседнем селе Междуречье была построена в рекордно короткие сроки, за 10 месяцев. Потому как сгорела старая. Зимой… Помощи ждать было неоткуда, и районные власти собрали строителей под честное слово. Вот тогда-то краевики и опомнились – для финансирования стройки выдали ценные бумаги.
- В прошлом году в высшие учебные заведения края поступили четверо наших выпускников, но вернутся ли они обратно? – задает риторический вопрос директор Междуреченской школы Надежда Соколова. Молодым специалистам в деревне жилье не светит. Но при этом всем очевидно, что эти места вполне подходят для переселения сюда приморцев из “мертвых” поселков. Например, из поселка Рудного, что в Кавалеровском районе.
Любишь лес, люби и детей
Лютой зимой к нуждам сельских школ пришлось привлечь даже лесозаготовителей. Рубишь лес – изволь и детям машину подогнать. А потом предъяви властям соответствующую справку. При дефиците угля и мазута только так и выживали.
Вот подъезжаем к недавно организованному круглосуточному посту по отлову лесных браконьеров. “На те 500 долларов, что мы можем выручить вот за этот конфискованный “КамАЗ”, поможем школам с оборудованием”, - по-хозяйски распоряжается районный глава Анатолий Фтодосьев. При посте возведено, если так можно выразиться, “селообразующее” предприятие – склад для хранения леса. Оттуда незаконно срубленное последует на аукцион. Отныне под жесткий контроль взяты и лесхозы, “балующиеся” уходом от налогов. Районные власти при юридической поддержке администрации края намерены приучить лесорубов продавать лес китайцам по контрактам и через специально предназначенную для такого рода операций биржу. Как в Хабаровском крае. В этом случае ситуация будет под контролем: в дальнереченскую казну пойдут доходы.
В глубинке приходится считать каждую копейку. Новая краевая власть взяла курс на подобие хозрасчета для каждого района. То есть все должны наполнять бюджет без помощи извне - за счет собственных производств. Конечно, всем ясно, что для этого нужно время подкорректировать экономику, направить в нужное русло. И понятно, что у муниципальных образований края разные исходные позиции. Есть тот же Дальнереченск со своими промышленными предприятиями и ощутимой прослойкой граждан, делающих деньги на лесе. А вплотную к городу раскинулся огромный растянутый таежный район, сплошь сельский.
Ильменит, уголь и соя...
Без помощи края Дальнереченскому району пока что не обойтись. А вот на чем может подняться Дальнереченский район?
Как это ни странно, не только на наведении порядка в лесной отрасли. Хотя тайга здесь суть золотое дно.
В поселке Пожига, что на границе с Чугуевским районом, найдено месторождение минерала ильменита, на который устойчивый спрос у строителей атомных подводных лодок. Запасов там на сто лет вперед. Кто бы только занялся его разработкой? Южные корейцы, которым дали ильменит на пробу, пока что осторожничают.
А тем временем оборонный завод из Комсомольска-на-Амуре заказал 3 тысячи тонн минерала.
- Это 300 тысяч долларов и 10 миллионов рублей налогов, которые могли бы поступить в район, - подсчитывает Анатолий Фтодосьев. - Нужно также не забывать про перспективы открытия в селе Орехово угольного разреза. Это даст нам еще 6-7 миллионов в год. Рассчитываем мы здесь и на освоение соеводства. Соя, выращенная в Дальнереченском районе, – это как минимум 2-3 миллиона рублей налогов в местный бюджет. Если все планы претворятся в жизнь, то через два-три года выйдем на самообеспечение. И не только зима нам будет по карману.
А пока на собственные средства и те транши, что выделила краевая дума, глава района пообещал подготовить котельные и тепловые сети к началу отопительного сезона – к 25 сентября.
Автор: Александр СЫРЦОВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"