Энергетика – это не политика, а экономика
Не надо ожидать от рыночной структуры – акционерного общества, каким является РАО “ЕЭС России”, другого. Но пока осознается это трудно, а в ножницы попадает население, которому отключают свет и тепло, лишают льгот.
Не надо ожидать от рыночной структуры – акционерного общества, каким является РАО “ЕЭС России”, другого. Но пока осознается это трудно, а в ножницы попадает население, которому отключают свет и тепло, лишают льгот.
- Мы будем производить энергию и продавать ее, - говорит генеральный директор новой Дальневосточной энергетической управляющей компании Виктор Мясник. - Других задач у энергокомпании нет и быть не может. А вот обеспечить соблюдение законов при реализации энергии – прямая обязанность власти. В Приморье проживают 419 тысяч льготников, которые рассчитывают на разного рода скидки по оплате электро- и теплоэнергии. Между тем в решении Региональной энергетической комиссии, которая утверждала введение с апреля 2001 года новых тарифов в Приморье, не сказано ни слова о льготах. Не берусь судить, чья это злая воля, но согласно последним решениям РЭК все льготники обязаны платить полную стоимость киловатта – 73 копейки. К тому же необходимо срочно учесть в тарифах на тепло 20-процентное повышение стоимости угля, о котором уже объявлено.
- И вы недрогнувшей рукой готовы собирать эти деньги с инвалидов и пенсионеров?
- Электростанция не собес! Нам никто не продаст ни тонны угля со скидкой. Да и поддерживать огромное хозяйство подстанций и ЛЭП должны специалисты очень высокой квалификации, которые сегодня уходят от нас туда, где больше платят. На энергетику повесили практически всех льготников, какие только существуют в соответствии с законами “О ветеранах”, “О социальной защите инвалидов” и так далее. Практически каждый пятый наш потребитель в крае (за вычетом грудных младенцев) должен иметь законную скидку. Кто их будет компенсировать? Неполученные по этой причине доходы “Дальэнерго” только за время действия новых тарифов с мая составили 22,7 миллиона рублей. Для нас это губительно большая сумма, потому что вкупе с другими неплатежами является причиной того, что у нас нет средств на покупку мазута, другие самые насущные проблемы. Такой с позволения сказать социализм привел энергетику к нищете, к полному отсутствию оборотных средств. Каждая зима преодолевается с таким трудом, словно она последняя.
Сейчас мы должны заключить 30 договоров с администрациями городов и районов по компенсации этих миллионов. Они подписаны пока с Владивостоком, Артемом, Уссурийском, Находкой, Партизанском, Шкотовским, Черниговским, Хорольским, Тернейским и Дальнегорским районами. Но пока из тех 22 с лишним миллионов нам вернули менее полутора.
- С компенсацией льгот связан и конфликт энергетиков с предприятием “Водопроводно-канализационное хозяйство юга Приморья”.
- Мы покупаем воду по 8 рублей за тонну. Для того чтобы нагреть эту воду и подать в город. Администрация Владивостока сочла возможным снизить стоимость воды, отпускаемой для нужд горячего водоснабжения, до двух рублей. Разницу, очевидно, должен покрывать бюджет города. Но об этом нет ни слова ни в одном документе. До сих пор десятки миллионов рублей прятались в потери энергокомпании, которые тоже засасывали ее в пучину финансовой несостоятельности.
Вот недавно мы получили очередное письмо из мэрии Владивостока, что у них нет денег на то, чтобы платить за своих льготников. Типичная ситуация: нас вынуждают заниматься выбиванием денег для городского бюджета. Мы не будем этим заниматься – такова наша принципиальная позиция.
- А если в бюджете города, района действительно нет денег?
- Значит, депутаты городской, районной, краевой думы должны оперативно принимать соответствующие законы. Ведь ничего другого, собственно говоря, от законодателей и не требуется – только разумное распределение средств. Но при этом надо помнить, что по каждой социальной льготе должен быть предусмотрен соответствующий экономический механизм, позволяющий заплатить за энергию полноценным рублем. Хотя бы потому, что есть законы, которые не отменить никакой думе.
Автор: Надежда БРАЖИНА, Владивосток"