Тишина над летным полем
Первого октября этого года будет полностью закончено расформирование летного воинского гарнизона Романовка-Пристань.
Имущество его передается в распоряжение командования флотом, а жилой фонд и объекты жизнеобеспечения перейдут в ведение Шкотовской администрации.
Когда-то от величия и мощи базирующихся здесь боевых самолетов захватывало дух. От рева взлетающих морских вертикальщиков “Як-38” дребезжали оконные стекла в романовских домах, что за 12 километров от базы. Кроме самолетов морской авиации на гигантском аэродроме близ живописной бухты располагалась отдельная эскадрилья “Ту-16” - ракетоносцев, полк самолетов “Су-17”, часть обеспечения авиации и связи. А всего в конце 80-х гарнизон объединял шесть воинских частей и считался одним из самых крупных и оснащенных на Дальнем Востоке.
В начале 90-х годов вместе с интенсивным сокращением всех видов вооружений база понесла первые потери: была расформирована эскадрилья ракетоносцев “Ту-16”. Вслед за ней ушел в небытие полк “Су-17”. Немногим дольше продержала оборону морская авиация, преобразованная в отдельный штурмовой полк. Последней растаяла часть обеспечения, и в итоге гарнизон ужался до размеров комендатуры.
Сегодня в нем проживает около пятисот человек, включая чуть больше сотни разновозрастной детворы. Детский сад, начальная школа, пара частных магазинов в одной из трех оставшихся заселенными пятиэтажек, КПП, где место бравого призывника заняла вполне штатская тетя Оля. Дергает за веревку шлагбаума, без вопросов пропуская туристов на легковушках. С гастролерами на “МАЗах” разговор другой. Оно и понятно: с начала расформирования базы много чего было растащено. Сейчас всем оставшимся хозяйством заведует последний из могикан офицерского состава подполковник Сергей Ветров. Его обязанность - поэтапная передача сохранившегося имущества в распоряжение командования флота и обеспечение жизнеспособности городка. Пройдя тернистый путь военного человека от низшего чина до подполковника, свое дело Сергей Федорович знает крепко. Перекрыл доступ в гарнизон любителям легкой наживы, переоборудовал пустующее здание близ жилых домов под котельную. Поддерживается связь с ближайшим населенным пунктом: регулярно курсирует пассажирская автобудка. “Главное, - считает он, - не сеять панику. Светом, теплом и транспортом обеспечим, а остальное...”
Однако будущее этого пятачка не внушает оптимизма жителям, часть которых - молодые люди, бывшие военные и их семьи. Даже если принять во внимание известные обязательства военного ведомства перед населением сокращенного гарнизона по части снабжения топливом и электроэнергией, то остается нерешенным в обозримом будущем вопрос о его трудоустройстве. Ближайший от Пристани населенный пункт Романовка становится практически недосягаем после ливневых дождей и снегопадов. В самом же городке работать негде.
Чтобы внести ясность в вопрос о перспективе пребывания людей в бывшем гарнизоне с первого октября, корреспондент “В” обратился к главе Шкотовской администрации Владимиру Балуку. Как оказалось, вдвойне по адресу: в свое время Владимир Александрович был командиром одного из летных полков, базировавшихся в Пристани.
- Еще как минимум год после подписания документов о расформировании гарнизон будет находиться в ведении военных, поскольку содержание его в районный бюджет не заложено. Но мы понимаем, что наблюдательная позиция в период поэтапной передачи имущества в район чревата последствиями. В недавнем прошлом это привело к разграблению имущества в населенных пунктах Шкотово, Смоляниново, Новороссия, Новонежино. На сегодняшний день мы уже знаем, какие объекты будем принимать, и берем их на контроль. Кроме того, мы обязуемся помогать жителям в случае угрозы возникновения экстремальных ситуаций. Все действия будут координироваться через поселковый совет и главу администрации села Романовка до тех пор, пока район не сможет через бюджет профинансировать всю деятельность бывшего гарнизона.
Вот так, по-военному ясно и понятно. Только на пристани уже другая жизнь.
Автор: Елена БОДОСОВА, "Владивосток"