Последний шанс. За деньги
В Приморье разворачивается работа по реструктуризации предприятий-недоимщиков. Дальше должников терпеть не намерены, в противном случае им грозит банкротство. Но некоторые руководители уже давно удачно пустили по ветру свои предприятия, так что им это даже выгодно.
В Приморье разворачивается работа по реструктуризации предприятий-недоимщиков. Дальше должников терпеть не намерены, в противном случае им грозит банкротство. Но некоторые руководители уже давно удачно пустили по ветру свои предприятия, так что им это даже выгодно.
Реструктуризация – дело не новое. Ее уже пытались проводить в позапрошлом и прошлом году.
Суть в том, чтобы убедить руководителей предприятий и фирм-должников добровольно, но по частям (чтобы не развалиться в одночасье) начать выплачивать накопившиеся за последние годы долги по налогам, штрафы и пени. Такая вот налоговая отсрочка платежей на 10 лет. Первая попытка, можно сказать, не очень-то удалась, потому что процедура была уж очень зацентрализована на столичные ведомства. К тому же многие директора и генеральные еще надеялись на очередную долговую амнистию. В этом году предприняли вторую и, как говорят, последнюю попытку вернуть долги. Инициативу отдали на места. Решать, кто может заплатить и кого принуждать к реструктуризации долгов, дали право местным органам налоговой инспекции. А если клиент совсем безнадежный или рассчитывает и дальше прикидываться бедным – тогда его попросту “рекомендуют” ведомству с названием Федеральная служба финансового оздоровления. Там разговор короткий, но и малоутешительный. Достаточно хотя бы вспомнить, что осталось от Океанского фанерного завода…...
Практически все бывшие госпредприятия, а теперь акционерные общества у нас в крае - должники в бюджет. Легче сказать, кто не должен. В отделе по работе с крупными налогоплательщиками и принудительному взысканию недоимок и сборов управления министерства налогов и сборов по Приморскому краю нам рассказали, что 316 приморских предприятий в прошлом году решили было ухватиться за предоставленный шанс и реструктуризировать свои долги. Это лишь третья часть должников. Но не все рассчитали силы, потому что непременным условием этих отсрочек являлись выплаты текущих налоговых платежей. Поэтому каждое четвертое предприятие с реструктуризации было снято. В этот раз налоговики ожидают больший наплыв желающих. Хотя условия еще больше ужесточились.
Но есть и такие, кто пытается воспользоваться реструктуризацией и надеется в очередной раз потянуть время. Причем в достаточно благополучной сегодня отрасли – лесной. Не так давно пришлось побывать в командировке в Лесозаводске, где когда-то главным кормильцем и поильцем города был знаменитый Уссурийский ДОК. Финансисты муниципального образования да и сам мэр только тяжело вздыхали, когда их спрашивал об этом предприятии. Ну ничего с ним поделать не могут. Каким-то удивительным образом вокруг него образовалась куча дочерних или что-то в этом роде фирм, которые вроде бы и работают, что-то платят в бюджет. Сам ДОК как холдинг. Контору содержит, генерального директора, выбранного недавно еще на один срок, а производить почти ничего и не производит. Зато имеет очень даже приличный лесосечный фонд, выделенный на 25 лет лес, за счет продажи которого за рубеж и другим производителям, как известно, можно жить неплохо. От цехов, пилорам, котельных, прочих комбинатовских производственных фондов мало что осталось. Более или менее приспособленные для работы помещения уже давно используют другие. В городской администрации поговаривают, что ДОКу сейчас очень даже выгодно “зависнуть” в положении полубанкрота. Поскольку у него якобы уже нечего взять (куда делось?). В то же время руководителям ДОКа и банкротом не хочется становиться - тогда потеряешь лесосеки.
В Лесозаводской налоговой инспекции это предприятие уже не первый год портит показатели, но, похоже, сделать ничего не могут. Оно вроде бы и пошло на реструктуризацию долгов, но текущие платежи вовремя не выплачивает. Скорее всего, терпение налоговиков лопнет, как сказали во Владивостоке, в отделе по взысканию недоимок, и будут подключать к этому делу более суровые инстанции.
Другая картина с аналогичным лесным предприятием в Дальнереченске - Приморским ДОКом. Он тоже должник в бюджет. Случилось это в начале 90-х, когда вся отрасль была в кризисе. И платить ему даже больше, чем Уссурийскому, – в общей сложности около 9 млн. рублей. Но это работающее и развивающееся предприятие, не развалившееся на “дочерки”. В последнее время здесь освоили выпуск нескольких новых видов продукции. Например, единственные в крае начали производить фанеру и два вида шпона, готовятся делать паркетную доску и таркет. Им есть что терять - практически в целости остались все производственные помещения, станочный парк, вся инфраструктура и даже объекты соцкультбыта.
Несмотря ни на что, Беликов в отличие от многих других “красных директоров” предприятие не развалил и не довел до банкротства. Хотя мог бросить тяжелый груз “социалки” – и профилакторий, и библиотеку, и всех заводских ветеранов и пенсионеров. Просто отсек бы все “лишнее” и начал на новом месте. Таких примеров в отрасли предостаточно. И, кстати, по рыночным понятиям был бы прав. Но люди, которые проработали на Приморском ДОКе десятки лет, пенсионеры, по любому поводу идут именно на свой завод, к директору, а не в собес. И просят помощи. Потому что никто другой просто не откликнется. Все эти социальные обязательства очень даже недешевы, но их на ДОКе в рублях не оценивают, просто выполняют.
Сейчас наступили чуть менее тяжелые времена, ожило производство. Доходы дает торговля пиломатериалами и лесом. Появилась возможность отдавать долги. И реструктуризация - это выход для Приморского ДОКа. Ведь сегодня много желающих взять и обанкротить небезнадежного должника, выставить на улицу почти 900 человек работающих. Поэтому Приморский ДОК один из тех, кто успешно ступил на спасительный для себя путь. Его директор Валентин Беликов, кстати, говорит, что помогли в этом деле коллективу и руководители дальнереченской налоговой инспекции. Приморский ДОК сегодня один из первых, кто принял новую реструктуризацию. И платит не только текущие платежи в бюджеты, но и по специально разработанному графику начинает рассчитываться по старым долгам.
Кстати, местные власти, по мнению налоговиков, не везде всерьез восприняли последнюю реструктуризацию. А между прочим, их помощь и настойчивость в этом деле очень бы не помешала. В условиях, когда наполняемость краевого и местных бюджетов не растет, это шанс получить дополнительные доходы.
По данным краевых налоговиков, на начало сентября в недоимщиках числится 19 тысяч предприятий. Из них 2082 предприятия планируют выход на реструктуризацию, т. е. 10,4 процента. На сегодняшний день заявления в налоговые органы подали 80 предприятий, что составляет 3,8 процента от предприятий, которые потенциально могут выйти на реструктуризацию. Это значительно выше общероссийского уровня. Налоговыми органами принято решение о предоставлении реструктуризации 43 предприятиям. В результате 313 миллионов рублей будут выплачены ими в течение установленных сроков, а некоторые из них избегут нависшего банкротства.
Автор: Виктор СЕРДЮК, "Владивосток"