Концентрат покидает склад
Из Владивостокского морского торгового порта в Японию отправилось судно с медным концентратом, добытым на севере Приморья. Сказать, что для Приморского ГОКа это событие долгожданное, значит, еще ничего не сказать. С начала года предприятие работало на склад, не имея возможности продавать медный концентрат, сопутствующий основной продукции – вольфрамовому концентрату. А ведь он дает почти треть всех доходов комбината. И такое замораживание оборотных средств иначе чем подножкой вышедшему в последнее время на хорошую рентабельность предприятию не назовешь.
Из Владивостокского морского торгового порта в Японию отправилось судно с медным концентратом, добытым на севере Приморья. Сказать, что для Приморского ГОКа это событие долгожданное, значит, еще ничего не сказать. С начала года предприятие работало на склад, не имея возможности продавать медный концентрат, сопутствующий основной продукции – вольфрамовому концентрату. А ведь он дает почти треть всех доходов комбината. И такое замораживание оборотных средств иначе чем подножкой вышедшему в последнее время на хорошую рентабельность предприятию не назовешь.
За время ожидания подписания указа президента (квоты на экспорт минерального сырья, содержащего драгоценные металлы, ежегодно утверждаются на таком высоком уровне) накоплено 2200 тонн медного концентрата. В этом объеме содержится примерно 120 килограммов золота, 200 килограммов серебра, медь. Если перевести на более понятный язык – денежный, то выручка ожидается весомая – миллион долларов.
Внутри страны медный концентрат Приморского ГОКа не востребован. В нем высокое содержание мышьяка и серы, что для нашего производства является непреодолимой преградой. Зато крупнейшая корпорация “Марубени” скупает такое сырье по всему миру. Освоенная японцами технология позволяет извлекать из него все содержащиеся там полезные ископаемые.
Но основная продукция комбината – это, конечно, вольфрамовый концентрат, который реализуется как в России, так и за рубежом. Из десяти вольфрамдобывающих предприятий страны восемь полностью разорились, одно едва держится на ногах, трудно работается и Приморскому ГОКу. Со всей цепочкой сложного энергоемкого производства познакомился во время поездки по северным районам края первый вице-губернатор Александр Линецкий, который постарался разобраться в особенностях технологии, вникнуть в трудности коллектива.
На горно-обогатительной фабрике работа не останавливается ни на час, организована в три смены. На счаcтье, удалось сохранить фабрику от разорения во время более чем двухлетнего простоя, вызванного массовым выбросом в 1995 году из госрезервов России и Казахстана вольфрамового концентрата. В результате цены на него упали в 2-2,5 раза и остановились все вольфрамдобывающие предприятия России.
- Запуск комбината стал возможным благодаря реализации товарного кредита, взятого у Госкомрезерва на основании распоряжения правительства, - рассказывает генеральный директор горно-обогатительного комбината Владимир Шагойко. - В Инкомбанке был получен кредит горнорудной компанией “АИР” – дочерним предприятием комбината. Чтобы предотвратить изымание всех финансовых средств налоговыми органами, кредиторами, включая получаемые от реализации товарного кредита, мы вынуждены были вести часть производственного процесса и реализацию продукции через “АИР”. В то же время руководство ГОКа провело реструктуризацию всех образовавшихся за время простоя долгов, включая кредиторскую задолженность.
Полностью избежать разграбления, конечно, не удалось. Сполна коснулась эта беда горных выработок, где безжалостно вырезали кабель, растаскивали оборудование. Черные дни на комбинате таким же черным крылом накрыли поселок металлургов Восток, где начались упадок, массовый отток жителей. Все прекрасно понимают, что выкарабкаться удастся только в случае, если стабильно и прибыльно будет работать градообразующее предприятие.
На сегодняшний день ситуация здесь довольно обнадеживающая. Средняя зарплата выросла до девяти тысяч рублей, только за первое полугодие нынешнего года налоговые платежи предприятия составили 60 с половиной миллионов рублей. Но стабильность, увы, зыбкая. Снова начали сползать цены на вольфрамовый концентрат, лихорадит экономику комбината, как и всего Дальнего Востока, необузданный рост цен на услуги естественных монополий – РАО «ЕЭС» и МПС. Руководитель ГОКа Владимир Шагойко считает, что без перехода к среднероссийскому тарифу на оплату электроэнергии, снижения стоимости железнодорожных перевозок по крайней мере в два раза экономику края не поднять и не спасти.
Новое руководство краевой администрации сполна осознает такую опасность. Александр Линецкий на встрече на Приморском ГОКе рассказал, что в правительстве находит отклик идея передачи части акций предприятий большой энергетики администрациям краев и областей. Пока акциями полностью распоряжается РАО «ЕЭС», абсолютное безразличие к интересам субъектов федерации так и будет определять уровень энерготарифов. На координационном совете руководителей территорий Дальнего Востока в Петропавловске-Камчатском, в котором первый вице-губернатор Приморья принял участие, речь шла о возможной передаче краям и областям до 50 процентов акций предприятий энергетики. Вот тогда появилась бы возможность соблюсти баланс интересов.
На этом же совещании поднимался и вопрос запредельных тарифов на перевозки по железной дороге, которая у нас является государством в государстве. В министерстве экономики принято решение о передаче в частные руки подвижного состава железной дороги, и подготовка к этому уже идет. С появлением независимых железнодорожных перевозчиков и развитием конкуренции можно ожидать хотя бы стабилизации тарифов на железнодорожные перевозки.
Автор: Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"