Керамика с характером

Керамика Алексея Заховалко совершенно особенная. С этим согласятся все, кто однажды принес работы мастера в дом. Кажется, что эти вещи живут своей жизнью, могут проявить характер, подчинить себе интерьер и хозяина.

24 авг. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1030 от 24 авг. 2001
Керамика Алексея Заховалко совершенно особенная. С этим согласятся все, кто однажды принес работы мастера в дом. Кажется, что эти вещи живут своей жизнью, могут проявить характер, подчинить себе интерьер и хозяина.

Вот уже ради одной изящной вазы вы начинаете что-то двигать и переставлять. Теплые краски, необычные формы - все это не просто произведения искусства. “Мои вещи должны работать”, - считает художник-керамист.

- Судьба у них такая. Их нужно обязательно эксплуатировать. В этом тоже есть своего рода красота. 

Не стоит бояться, что вода разрушит вазу. Я применяю специальные тугоплавкие покрытия, которые во время обжига спекаются с материалом. В итоге мои изделия по своему качеству приближаются к стеклу.

- Как вам кажется, Алексей, керамика – это материал, который подойдет для любого человека?

- Конечно нет. В основном мои работы любят женщины, при виде их они так загораются! Моя керамика очень личная, в ней много меня самого, поэтому она подходит не для всех. Тут как в жизни: бывает, что человек другого почему-то не воспринимает…

- То есть вы всерьез верите, что вещи обладают особой энергетикой?

 - Любое изделие, сделанное руками, несет на себе след автора, отпечаток настроения, с которым оно делалось, пожелание мастера людям. Как профессионал, я всегда четко вижу, с каким настроением сделана работа. Хорошо выполненное изделие обозленного на весь мир автора будет вам портить жизнь, в этом я абсолютно уверен.

Когда я работаю, я счастлив, я отдыхаю. Мне кажется, что это состояние передается через мои вещи, я для своих произведений даже слоган придумал: “Керамика, с которой хорошо”.

- Кстати, у меня сложные отношения с одним из ваших подсвечников из египетской серии, как я ее называю. У этого подсвечника почти человеческий взгляд, в нем какая-то космическая мудрость, от которой мне становится не по себе…

- Мне рассказывали, что одна дама купила вазу-голову из этой же серии, а потом вернула ее. Сказала, что не может спокойно спать, ей кажется, что ваза за ней наблюдает. Думаю, это просто игра воображения. Моя керамика все-таки достаточно спокойна.

Я всегда стремлюсь сделать вещь так, чтобы она работала на тонком уровне, чтобы у нее была своя жизнь. Ваш пример как раз говорит о том, что вещь работает, это не пустышка.

- Вообще как родилась идея столь необычной серии?

- Не знаю, откуда берутся идеи. Порой сложно понять самого себя. Хотя у каждого человека свои ассоциации с изделиями. Кому-то, например, кажется, что эта серия напоминает финикийскую керамику. Керамика известна уже более 25 тысяч лет, наверное, какие-то сюжеты повторяются, как все мастера, я стараюсь этого избежать. Сейчас к выставке готовлю новую серию рыбок, перерабатываю свои старые идеи.

- У вас на подоконнике расположилось забавное животное…

- Это ваза-травохрустик. Теперь я делаю их настенными. Если в травохруста поставить букетик или сухие веточки, получится, что он их поедает. Мои приятели видели одного из травохрустиков в баре вблизи Пентагона. Они уже и туда добрались.

Порой иностранцы скупают все работы с моих стендов, впрочем, этим могут похвастать и другие художники-керамисты. За границей керамика ценится больше, чем у нас.

- Алексей, дома керамику можно совместить с любыми материалами?

- Мне кажется, что вещи ручной работы должны выступать акцентами в интерьере, поэтому их нужно грамотно подавать. В серванте рядом с хрусталем керамика просто потеряется. Лучше ее поставить на отдельную полочку, идеально – в специальной нише с подсветкой. Тогда это яркое пятно будет хорошо держать интерьер.

- Наверное, керамики должно быть немного?

- Это неважно. Можно поставить одну большую вазу или много вещиц, главное, чтобы все было на своем месте. Любая дорогая для человека вещь (дорогая не в смысле денег) должна быть соответственно подана. Такие мелочи имеют большое значение. Как говорят, короля играет окружение.

- Слышала, что вы делаете и обереги.

- Вся моя керамика может считаться оберегами, каких-то мистических задач я себе не ставил. По-моему, оберегом для человека является любая вещь, которая ему нравится. Главное, чтобы с ней был эмоциональный контакт. Я уверен, что если вы приобретаете вещь просто так или потому что это сейчас в моде, но на самом деле она вам не понравится, то эта вещь будет разрушать вашу жизнь.

Вполне возможно, что скоро во Владивостоке керамика Алексея Заховалко станет раритетом. Алексей мечтает уехать в Питер, чтобы там расти в своем мастерстве. Увы, но от этого наши дома станут беднее. Правда, Алексей оставляет здесь своих учеников, один из которых – Александр Нечипуренко. Возможно, и это имя станет любимым в нашем интерьере.

Автор: Татьяна НАГОРНАЯ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"