Александр Фадеев. Разгром.

Не будем лукавить – сегодняшнее Приморье не отмечено большим кружком на литературной карте страны. Ну нет у нас такого, как курянин Евгений Носов, или как иркутский Валентин Распутин, или как живущий в красноярском селе Овсянка Виктор Астафьев. Подобные примеры провинциальной по российской географии, но мировой по уровню литературы можно множить бесконечно.

24 авг. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1030 от 24 авг. 2001

Не будем лукавить – сегодняшнее Приморье не отмечено большим кружком на литературной карте страны. Ну нет у нас такого, как курянин Евгений Носов, или как иркутский Валентин Распутин, или как живущий в красноярском селе Овсянка Виктор Астафьев. Подобные примеры провинциальной по российской географии, но мировой по уровню литературы можно множить бесконечно.

Объективно – Приморье в этот список сегодня не попадает. Однако и на нашем небосклоне зажигались звезды, которыми можно и должно гордиться. Номер один в этом ряду – безусловно Александр Фадеев.

Справка “В” 
Фадеев Александр Александрович родился 11 (по новому стилю – 24) декабря 1901 года в городе Кимры Тверской губернии. Член КПСС с 1918 года. Член ЦК КПСС с 1939 года. Генеральный секретарь Союза писателей СССР в 1946-1954 годах. Депутат Верховного совета СССР с 1946 года. Основные произведения – роман “Разгром” (1927 год), роман “Последний из удэге” (1929-1940 годы, не окончен), роман “Молодая гвардия” (1945 год, Сталинская премия за 1946 год). 13 мая 1956 года покончил жизнь самоубийством в писательском поселке Переделкино под Москвой.

…Читатель постарше скажет: зачем публиковать про Фадеева биографическую справку? О нем и так все знают. Читатель помладше в свою очередь спросит: а кто такой этот Фадеев? Тот, которого в школе проходят?..

…В этом году исполняется сто лет со дня рождения одного из самых знаменитых наших земляков. Дата эта выпадает на декабрь, однако по сложившейся традиции все юбилейные фадеевские праздники (а проводиться в Приморье они будут уже далеко не в первый раз) обычно проходят в сентябре-октябре, когда у нас в крае наступает золотая осень.

Самым крупным по размаху из таких юбилеев стало, пожалуй, отмечавшееся в 1981 году 80-летие писателя. Именно к той дате в таежной Чугуевке (здесь жила семья будущего руководителя СП СССР с 1912 по 1919 год, здесь он сложился как человек, об этих местах и временах вспоминал всегда как о лучшей поре своей жизни) под личным контролем первого секретаря крайкома партии Виктора Ломакина был выстроен великолепный музей Фадеева с весьма богатой экспозицией. Финансировалась ударная стройка Министерством культуры СССР при участии Союза писателей. На празднование юбилея приехала из центра огромная делегация – более ста человек – во главе с секретарем СП СССР Виталием Озеровым.

Чугуевский музей автоматически стал филиалом краевого музея имени Арсеньева с соответствующей подчиненностью краевому управлению культуры и финансированием из краевого бюджета. И первое десятилетие функционировал вполне успешно. Потом… Потом в стране очень многое рухнуло – как, собственно, и сама страна.

Рухнула ли память – вот в чем вопрос.

И отнюдь не риторический. Потому что накануне юбилея, в разгар, казалось бы, подготовки к его празднованию журналисты “В” побывали в Чугуевке, в музее А. А. Фадеева. Сказать, что зрелище удручающее, – было бы неправдой. Здание все-таки относительно новое, для райцентра – солидное. И тем не менее от разговора с директором музея Людмилой Бадюк, ее сотрудницами осталось в первую очередь ощущение какой-то заброшенности, ненужности. Что, впрочем, совершенно неудивительно. Читатель может судить сам. Недавно музейным работникам повысили оклады, и теперь целый фонд заработной платы всего коллектива музея – 10 человек – составляет аж (!) 6000 рублей. В краевой бюджет этого года было заложено финансирование мероприятий по подготовке и проведению фадеевского праздника – до сих пор в Чугуевке не получили ни копейки; до праздника между тем остался месяц. Когда мы приехали, на входной двери музея висела табличка “Профилактический день”. Надо понимать, день, когда хранители работают с фондами, приводят в порядок экспозицию. Здесь это было несколько не так: переодевшись в старую заляпанную одежду и забравшись на строительные козлы, и научные, и технические работники дружно орудовали малярными кистями. Своеобразная “профилактика”. А что делать, когда детище твое разрушается и ремонт его никому не нужен?..

Ведь и политика головного музея – имени Арсеньева – откровенно направлена сегодня на то, чтобы решительно избавиться от филиала: зачем эти “гири” на ногах – ведь проще и приятнее работать с иностранцами во Владивостоке…

…Не секрет, что новая краевая власть секвестрировала многие расходные статьи бюджета, концентрируя основные усилия на подготовке к предстоящей зиме. Решение вполне разумное. Другой вопрос – стоило ли вместе с водой выплескивать и ребенка? Земля наша богата на таланты, и нам действительно есть чем гордиться. Однако фигуры уровня и масштаба Александра Фадеева что-то не просматривается.

Много лет назад, в начале прошлого века, когда юный Саша Фадеев осваивал чугуевскую тайгу, молодые и задиристые футуристы предлагали сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности. Потом они повзрослели, помудрели, осознали беспрерывность и неразрывность культурного процесса.

Век прошел. Помудреем ли и мы когда-нибудь?..

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"