Испеки нам булочку, горняк!
Угледобывающие предприятия, а их в Артеме было шесть, словно легендарный “Титаник” затонули в море реструктуризации угольной промышленности. Наиболее стойко держалась “Амурская”, окрестили ее шахтеры даже “Брестской крепостью”. Но и она в минувшем году приказала долго жить. Закрытие шахт растянулось на семь лет, но проблема трудоустройства выплеснутых из подземелья добытчиков “черного золота” актуальна и поныне. Тем более что связана она с финансовой господдержкой, выделяемой из федерального казначейства.
Угледобывающие предприятия, а их в Артеме было шесть, словно легендарный “Титаник” затонули в море реструктуризации угольной промышленности. Наиболее стойко держалась “Амурская”, окрестили ее шахтеры даже “Брестской крепостью”. Но и она в минувшем году приказала долго жить. Закрытие шахт растянулось на семь лет, но проблема трудоустройства выплеснутых из подземелья добытчиков “черного золота” актуальна и поныне. Тем более что связана она с финансовой господдержкой, выделяемой из федерального казначейства.
Бармен, антеннщик, портной - кто ты будешь такой?
В городской службе занятости населения стоят на учете сейчас как безработные 187 бывших горняков. Что может сама служба? Ну, во-первых, сюда стекается вся информация о свободных местах. Однако к той или иной профессии надо быть готовым. Поэтому большой акцент делается на переобучение безработных. В минувшем году 27 специальностей предлагалось на выбор: бармен, антеннщик-мачтовик, портной... И даже на печника с умением выложить и камин могли выучить. Из средств господдержки на эти цели планировалось 800 тыс. рублей. Но бывшие шахтеры шли неохотно на такое. Просто первые месяцы им шло неплохое пособие, которого лишаться они не хотели.
В этом году дела идут несколько результативнее, хотя и спектр предлагаемых профессий уменьшился до 11, и денег выделяется в 10 раз меньше. Однако 17 человек решились на переобучение в рамках средств господдержки (10 человек уже выучились и трудоустроены) и 11 учатся на деньги самой службы занятости. И все-таки не очень-то хотят люди учиться чему-то новому. Вот к старой бы профессии вернулись, наверное, тут же. Проблема тут даже, может быть, чисто психологическая.
Барановские пельмени - самые вкусные в городе
Такое мнение я почерпнул в администрации города. Ну а вкусные, видимо, еще и потому, что замешены на упорстве, настойчивости да трудолюбии. Фермер Михаил Баранов - один из тех, кто клюнул на лакомый “пирожок” реструктуризационной господдержки. Да вот только иные, едва надкусив пирог тот, выплюнули с досады. Иные, но только не Баранов. Впрочем, обо всем по порядку.
Сначала о дне сегодняшнем. В этом году городу выделено 5 миллионов рублей средств господдержки. Проекты соискателей на получение субсидий на конкурсной основе рассматривает совет по вопросам программы местного развития, возглавляют который глава города Владимир Новиков и его первый заместитель Владимир Савченко. Руководители предприятий представляют свои бизнес-планы, совет решает, кому и сколько выделить денег, которые идут только целевым назначением через местное казначейство. Надо сразу сказать, получить те денежки непросто. Допустим, решил кто-то организовать дополнительный участок на своем производстве и соответственно определенное количество мест для безработных горняков, субсидия будет выдана только по факту произведенных работ. А путь к этому неблизкий. Неиспользованные деньги в конце года возвращаются в Москву. Итак, в нынешнем году успешно идет дело у ООО “Блок-Рифей-04” (Алексей Зиновьев, участок по изготовлению стройматериалов на базе бывшей шахты “Дальневосточная”) - 692 тыс., 10 рабочих мест. Почти вся сумма уже и освоена. Месяц назад совет принял решение выделить субсидии на организацию собственного дела 15 начинающим предпринимателям из числа бывших шахтеров. Диапазон их деятельности довольно-таки широк: организация цехов пекарного, коптильного, теплицы для выращивания рассады, пассажирские перевозки, выращивание уток... Всего договоров заключено в этом году уже в пределах 3 млн. рублей.
А вот итоги года минувшего в этом плане неутешительные. Впрочем, неудивительно, вряд ли прежнее руководство городской администрации интересовала судьба бывших горняков, в 98-м прежний глава города вообще отказался от господдержки, и она ушла в иной регион. В прошлом году Артему “светило” получение 10 млн. руб., правда, два из них почему-то выделены были только в декабре, когда освоить их уже практически невозможно. По первому полугодию давали 8 млн. И только 2 млн.
340 тыс. удалось в Артеме пустить в дело в 2000-м. Были созданы дополнительные рабочие места на гормолокозаводе (14) в цехе по производству кисломолочной продукции, на хлебокомбинате (12) в цехе по производству мелкорозничной продукции (булочки и прочее). А вот хозяин предпринимательской структуры “ЧП Клецков” (создание линии цеха по производству комбикормов), заключивший было договор, отказался от борьбы за субсидию. И не он один сошел с дистанции. В лучшем случае получилось, как у эколого-коммерческого предприятия ЗАО “Дальэкотехмаш”. Оно продлило действие договора и на этот год. Ведь чтобы что-то организовать новое, надо пройти массу согласований (пожарные, экологи, санэпидстанция...), и везде требуются “мани”, и немалые. Да и сам проект стоит денег. А субсидию ты получишь только потом. Так что не каждый способен пройти эти девять (может, больше, может, меньше) кругов. Михаил Баранов прошел, и в этом году дал новую заявку на расширение своего цеха по производству мясных полуфабрикатов, обретающего популярность.
Где ты, синяя птица, инвестиция?
И все-таки многие шахтеры, особенно пенсионеры, способные еще работать, хотели бы вернуться к своему прежнему труду. Одно время две бригады из Артема ездили даже в Липовцы, работали там на угледобывающем предприятии вахтовым методом. В этом году небольшое горняцкое предприятие создано все-таки в самом Артеме - угольный разрез “Север-3”. Базируется он на Шкотовском месторождении, там, где некогда была шахта им. Артема. Руководитель предприятия Виктор Нестеров рассказывает: “Смонтировали экскаватор, ведем вскрышные работы. Пока на предприятии трудятся 25 человек, намечаем первоначально добывать где-то 50 тыс. тонн топлива в год (потребность Артема - 35 тыс. тонн)”.
Это первая ласточка. Но дефицит угля в крае большой, можно ли создать еще угледобывающие предприятия? Конечно, перспективы имеются. На Шкотовском месторождении - разрезы “Долина”, “Прибрежный”. В самом Артеме под вопросом остается “Заозерный” в районе Суражевки, хотя в городе пока категорически против открытия этого разреза. Есть выходы угля в районе Заводского... Но для того чтобы заниматься возрождением угольной промышленности (пока только в рамках более дешевых открытых работ), нужны, естественно, немалые инвестиции. И желание ее возрождать. Ну а в том, что необходимость такая имеется, и причем острая, лишний раз убедила прошедшая зима.
Автор: Михаил МАТВЕЕВ, "Владивосток"