Перфоманс для своих
Скандальная тема “выстреливает” один раз. Пожалуй, не было бы смысла возвращаться к приезду во Владивосток известного представителя актуального искусства Олега Кулика. Если бы не…
Скандальная тема “выстреливает” один раз. Пожалуй, не было бы смысла возвращаться к приезду во Владивосток известного представителя актуального искусства Олега Кулика. Если бы не…
Но по порядку... Мнение московского арт-критика Елены Селиной, представлявшей совместно с художником проект “Новый рай”, - Олег Кулик настоящая русская звезда. Его работы приобретены Музеем современного искусства в Генте. Более высокого признания невозможно получить в мировом пространстве актуального искусства. В этом смысле уместно задать два вопроса: что это? Какое отношение оно имеет к Владивостоку?
Не быть провинцией прежде всего позволяют подобные проекты. При всей их спорности. Демонстрация слайд-фильма в галерее современного искусства “Арка” отдавала некоей тусовкой. Собрались немногочисленные “свои”.
Проект “Новый рай” предварила видеозапись творческого пути Кулика, человека-собаки, при ближайшем рассмотрении тонкого, неглупого, коммуникабельного человека. Скульптор по образованию, свято верящий в традиционное искусство, отвергающий авангард, постепенно он пришел к теме… прозрачности.
1991 год. Огромные полотна из оргстекла делили пространство на плоскости, в которых вырисовывались диковинные контуры деревьев, распятые насекомые и проч. Зрители, утыкаясь вдруг в абсолютно прозрачную преграду, утрачивали ощущение реального мира. Он как бы разбился на множество осколков. Зажатая между стеклами калька с акварельным пейзажем символизировала пейзаж реальный. Сумасшествие дополнялось тем, что экспозиция проходила в подмосковном детском лагере отдыха им. Гагарина. Символично...… Наша реальность давно уже состоит из осколков.
1992 год. Московская галерея “Реджина” устроила фантастический вернисаж “Искусство из первых рук”. В небольшом помещении выстроили фальш-стены, в которых были сделаны небольшие круглые отверстия, способные “пропустить” человеческую руку. Картины держались в буквальном смысле руками приглашенных солдатиков. Они покачивались, перемещались чуть вправо-влево (попробуй держать неподвижно что-то даже очень легкое три часа кряду). Это создавало ощущение некоего потока, непрерывно движущегося, меняющего направление. Зрители сначала обалдело глазели, потом начали общаться с солдатиками, передавать им бутылки с пивом и сандвичи. Закончилось все грандиозным братанием публики и художников. А еще говорят, что современное искусство недоступно пониманию большинства. Это как подать!
1992 год. “Леопарды врываются в храм”. Люди, орлы, куропатки...… Вам это ничего не напоминает? Живой мир всегда был единым пространством, и человек является лишь частью его. Но частью, утратившей гармонию. И мир за это мстит постоянно...… Публика, пришедшая на вернисаж, автоматически попадала... в клетку. И уже сквозь узор сплетенной проволоки рассматривала резвящихся диких кошек. Леопарды были на высоте – грациозно выгибая спины, вдруг били наотмашь когтистой лапой воздух...… В то время в России все так перевернулось, что лучшей иллюстрации рухнувшего социалистического рая вряд ли можно было придумать.
1992 год. “Пятачок дарит подарки”. Кулик решил не мудрствуя лукаво показать, как режут свинью. Все натурально. Мясник с московского рынка принародно забил ни в чем не повинную поросятину. Визг, кровь, бр-р...… Естественно, у выставочного центра собралась демонстрация протеста. Сердобольные граждане возмущенно заявляли в телекамеру: “Пусть убивает, но не здесь же, не в центре Москвы”. Или еще: “Неприятно смотреть...… Но очень вкусно!” В это время в парламенте дебатировался вопрос об отмене смертной казни.
1994 год. Начало жизни человека-собаки. Первая собачья акция случилась на Якиманке. Голый Кулик рвался с поводка, норовя искусать ближнего. Ему это удалось. Как удалось и позже, в Цюрихе. Тогда он не пускал благонамеренных граждан на вернисаж. Отвыкшие от агрессии европейцы ничего не понимали. Мнения разделились – одни считали, что это перфоманс (и так оно и было), другие – что русский хулиган дорвался до Европы и его надо обуздать. Сама того не желая, подыграла полиция, которая вежливо препроводила человека-собаку в полицейский участок. Кстати, музей современного искусства тогда заплатил огромный штраф, чтобы избежать скандала. Нет, не по поводу покусанных граждан. А по поводу того, что допустил арест художника. Перфоманс есть перфоманс...… Извечное противостояние дикой скифской России и Европы Кулик проиллюстрировал вполне...…
В 1997-м он был собакой в Америке, где его избила ногами в живот некая феминистка. В общем, дикими бывают не только люди…...
А вот еще: читал Библию рыбам, уподобившись Франциску Ассизскому, проповедовавшему птицам. Последний почему-то не вызвал удивления у сограждан...…
Идея последнего проекта “Новый рай” родилась у Кулика в музее дикой природы. Он увидел, как пристально рассматривают чучела животных люди, в свою очередь отражаясь в витринах. Стремясь постичь сущность умерщвленной природы, люди как бы попадают в утраченный рай. Новый рай неопасен, стерилен, не пахнет. Он недоступен.
В общем, можно продолжать сей список. Но уместнее привести разные мнения, звучавшие в “Арке”:
- Поражает степень свободы художника. Это другой мир.
- Я видела репортажи о “собачьих” акция по телевизору. Мне казалось, что это либо сумасшествие, либо эпатаж. Но все творчество Кулика подкреплено идеей. Просто он по-своему выражает ее.
- Забавно, нисколько не отвращает. Даже весело.
Итак, на вопрос “что это?” мы попытались ответить. Теперь второй – “какое это имеет отношение к нам?” Констатируем: термин актуальное искусство во Владивостоке имеет место быть. Александр Пырков, Катя Кандыба, Миша Павин – это наши, родные. Олег Кулик – столичная знаменитость. К слову, проект “Новый рай” показывался до Владивостока лишь в Москве и Валенсии. Другое дело - контемпорари-арт имеет свои законы, отрицать которые было бы просто глупо. Невозможно запретить то, что развивается согласно запросам общества и времени. А то, что это иногда кажется сумасшедшим...… Что ж, тогда мир сошел с ума.
Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"