Русская кукла в подарок Ли Пэну
Во Владивостоке создается музей национального исторического костюма, единственный в России.
Во Владивостоке создается музей национального исторического костюма, единственный в России.
- Эта мечта родилась много лет назад, - рассказывает Тамара Вавилова, хозяйка “Ностальгии”. – Еще задолго до того, как появился на свет художественный салон, где мы стали знакомить владивостокцев и гостей города с русскими художественными промыслами, в дефицитные советские времена я начала собирать и изучать книги по истории русского национального костюма. И продолжаю это делать по сей день. Кто бывал в нашем кафе, наверняка обратил внимание на прекрасные акварели на эту тему, выполненные Олегом Федоровым, художником по костюмам киностудии им. М. Горького.
Может быть, такое увлечение – естественная ниточка памяти, которая связывает нас, сегодняшних, с предками. Мой дед по отцовской линии Александр Вавилов, крестьянин, выходец из Новгородской губернии, был награжден двумя солдатскими Георгиевскими крестами в первую мировую. А прадед с другой, материнской стороны, Иван Яськов, служил управляющим у графа Шереметева в его имении под Винницей.
Согласитесь, ничто так не выражает суть народного характера, его особенности, как одежда. Выработанный многими поколениями наряд всегда удобен для жизни, для работы и для праздника тоже. Обидно, что мы его совсем не знаем. Например, в Японии у женщины в гардеробе непременно должно быть кимоно. При этом спроси у русского человека, что означают “понева” или “навершник”, – не скажут. А все просто - это юбка и кофта. Хотя слово “просто” к русскому костюму не подходит. Здесь каждая деталь имеет свое значение. Например, девичий головной убор – “повязка”, “венец” или “коруна” всегда оставлял верх головы и косу открытой, тогда как замужние женщины, чтобы не нарушать обычай, должны были тщательно прятать волосы под “повойник” или иной “волосник”. Нарядное русское платье отличалось от рабочего большей длиной и “полнотой” вещи, а главным образом, качеством материи и богатством отделки.
Русское национальное платье сохранилось именно в деревне. Прежде всего потому, что четверть века начиная с 1700 года в стране действовали указы Петра I, которые запрещали горожанам, независимо от звания, носить русское платье. Предпочтение отдавалось исключительно иноземному наряду. Глубинки это не касалось. Причем каждая губерния, уезд, а в некоторых случаях и деревня имели свой собственный стиль.
Сегодня в коллекции “Ностальгии” 140 кукол в национальных крестьянских костюмах: рабочих, праздничных, свадебных. Ни один из них не повторяется. Все выполнены в точном соответствии с историческими “оригиналами”, начиная с ХVIII века и заканчивая началом ХХ, по старинным выкройкам. Лен для нарядов привозят из Твери, ситцы берут с Трехгорной мануфактуры, тесьму – из Ногинска, золотое шитье – из Торжка (именно здесь расшивается российский герб), лапти плетут в Томске, лукошки – в Подмосковье. А создают эти костюмы, настоящее чудо, во Владивостоке, в “Ностальгии”. Одну такую куклу не так давно ДВГУ преподнес в подарок Ли Пэну, председателю госсовета КНР, во время его визита во Владивосток – на память о России.
Тамара Вавилова мечтает открыть во Владивостоке, под крышей “Ностальгии”, музей русского национального исторического костюма. Такого в России еще нет.
- Музей этот важен даже не столько для иностранцев, - считает она, - сколько в первую очередь для русских людей, для наших детей, чтобы они смогли увидеть, восхититься и почувствовать гордость за отчизну. Ведь в этом наряде – русская душа, история народа.
Планов у “Ностальгии” громадье – впереди серия костюмов придворных дам, царские наряды, начиная с Рюриковичей, военные костюмы, в том числе русских мушкетеров – умельцы, способные воспроизвести в миниатюре со всей исторической достоверностью старинные ордена и наградные знаки, обращайтесь!
Есть идея вернуть из забытья и представить в музее одежду коренных народов Дальнего Востока, больше того - один костюм уже создан - удэгейский.
В начале октября “Ностальгия” собирается организовать первый показ русского национального исторического костюма. Искусные мастерицы уже сшили более двадцати нарядов в натуральную величину – манекенщицами на этот раз выступят работницы художественного салона, в том числе сама хозяйка – Тамара Вавилова, ее дочь Юнна и годовалая внучка Полина.
К сожалению, это представление продлится всего один вечер и попасть на него смогут не все желающие – возможности художественного салона ограничены. Между тем “Ностальгия” хоть сегодня готова открыть музей русского национального исторического костюма. Есть все – желание, возможности, талант, готовы даже сами экспонаты. Нужно только помещение. Хочется надеяться, что городские власти в этом помогут. А как же иначе. Владивосток - город нашенский, то есть русский.
На снимках: “живой” наряд Московской губернии, начало ХIХ века; кукла в костюме Воронежской губернии, начало ХХ века, из коллекции “Ностальгии”.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, "Владивосток"