Императорская фамилия во Владивостоке

Семья Романовых оставила свой след не только в истории России, но и Владивостока. В этой статье речь пойдет не о таком широко известном всем факте, как приезд весной 1891 года в наш город будущего императора России Николая Александровича, когда он поучаствовал в символической закладке Транссибирской магистрали.

10 авг. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1022 от 10 авг. 2001

Семья Романовых оставила свой след не только в истории России, но и Владивостока. В этой статье речь пойдет не о таком широко известном всем факте, как приезд весной 1891 года в наш город будущего императора России Николая Александровича, когда он поучаствовал в символической закладке Транссибирской магистрали.

Подготовка к этому событию велась огромная. Чего только стоит сооружение грандиозной Триумфальной арки. Как можно узнать из старых документов, еще в начале 1891 года городская дума приняла постановление о том, чтобы “…построить на перекрестке Светланской и Прудовой (ныне Петра Великого. – Прим. авт.) улиц из камня и кирпича Триумфальные ворота, с постановкой в оных образа святителя Николая Чудотворца с неугасимою лампадою и ходатайствовать в установленном порядке о наименовании этих ворот Николаевскими… Из городских сумм назначить 5 тысяч рублей и обратить на это же пожертвованный купечеством для сего капитал около 4 тысяч рублей. Само сооружение поручить городскому архитектору капитану Коновалову при участии комитета (Иванов, Бабинцев, Шевелев, Семенов)”. В 1927 году арка была взорвана как символ ненавистного царского режима.

Но сейчас речь пойдет о другом представителе семьи Романовых. Вернее, даже о двух. Прежде – о великом князе Алексее Александровиче, четвертом сыне Александра II. Он родился 2 января 1850 года. Как водилось в те времена, в возрасте трех лет его зачислили в Гвардейский экипаж, а еще через три года назначили шефом 27-го флотского экипажа. Уже в 16 лет великий князь стал лейтенантом.

Справедливости ради надо заметить, что сановным особам приходилось отрабатывать свои эполеты. В мае 1867 года молодой князь отправился из Кронштадта в длительный поход: на фрегате “Александр Невский” он хотел обогнуть Африку. В плавании путешественника ждало приключение: однажды ночью фрегат разбился, и князь с опасностью для жизни перебрался на берег. Кораблекрушение не отбило у его высочества охоту к странствиям, и в 1871 года он в должности старшего офицера фрегата “Светлана” совершил кругосветное путешествие в Северную Америку, а уже оттуда 5 декабря прибыл на внешний рейд порта Владивосток. Мощные льды в проливе Босфор-Восточный не дали кораблю зайти в Золотой Рог, и “Светлане” пришлось вернуться в Нагасаки.

Ожидая, пока расчистится лед, великий князь несколько месяцев провел в море, совершая заходы в порты Китая. В начале мая 1873 г. русская эскадра в составе фрегата “Светлана”, корветов “Витязь” и “Богатырь” бросила якорь в бухте Золотой Рог. Владивосток в тот год получил новый скачок в своем развитии: из Николаевска-на-Амуре сюда был переведен военно-морской порт. Алексей Александрович со своими спутниками остановился в доме главного командира портов Восточного океана и в первый же день отправился осматривать город. Отцы-командиры уговорили сиятельного путешественника пойти на охоту в окрестности Владивостока, которые славились дичью. Трофеи охотников превзошли все ожидания.

Его высочество не пренебрег и государственными делами. Он пригласил “отцов народа” и купечество к себе на обед. В той знаменательной беседе, которая вошла в анналы истории Владивостока, великий князь “призывал к самодеятельности” городских коммерсантов. Тогда же он предложил горожанам организовать местный музей, пообещав для него экспонаты из своего путешествия. Если к первому предложению владивостокцы отнеслись с полным пониманием, то ко второму - с явной прохладцей. К идее создать во Владивостоке музей горожане вернутся через десять лет. Пока же, воодушевленные встречей с представителем императорской фамилии, решили переименовать гору Церковную в Алексеевскую, а улицу Американку в Светланскую, по имени фрегата “Светлана”. Вскоре на Алексеевской горе была построена пожарная каланча - будка пожарного смотрителя.

11 мая 1873 года великий князь Алексей Александрович выехал из Владивостока через Сибирь в Санкт-Петербург. Безоблачно продолжалась карьера князя: он совершил несколько плаваний на фрегате “Светлана”, приходил и на далекую окраину империи, где 2 января 1876 года стал шефом 1-го Восточного Сибирского линейного батальона. Участвуя в боевых действиях на Дунае, контр-адмирал Алексей Александрович получил в 1877 г. орден Св. Георгия и золотое оружие. В 1881 г. он был назначен главным начальником флота и морского министерства, а еще через семь лет стал полным адмиралом.

Большая энциклопедия того времени сообщала: “За время управления его высочества морским ведомством и флотом сделано много преобразований как в строевом отношении, так и в административном, введен морской ценз для офицеров флотских корпусов, положение о вознаграждении за долговременное командование судами 1-го и 2-го ранга и многие льготы механикам и судостроителям. Образованы дивизии и увеличено число экипажей, построена масса судов броненосного флота и крейсерского, устроены порты Севастопольский, Александра III, Порт-Артур, доки в Кронштадте, Владивостоке, увеличено число эллингов для строящихся судов”.

Любопытно, что владивостокцы все же вернулись к идее, высказанной великим князем, и избрали его в 1887 году покровителем первой научной организации на Дальнем Востоке - Общества изучения Амурского края. Алексей Александрович внимательно следил за успехами подопечного общества, помогая где советом, а где и деньгами. До сих пор в обществе хранится печать с императорской символикой - двуглавым орлом. Благодаря этому общество имело право бесплатно отправлять свою почту во все концы России. Другой интересный факт: хребет в центре Владивостока, состоящий из гор Алексеевской, Орлиное гнездо, Бориславской, Буссе, Комарова и Попова, даже в пылу революционных переименований сохранил свое название - в честь великого князя Алексея Александровича.

Большой вклад в деятельность Общества изучения Амурского края внес и другой представитель царской семьи - великий князь Александр Михайлович Романов (родился 1 июня 1866 г. в Тифлисе). Он был мужем великой княгини Ксении Александровны, дочери императора Александра III. В 1887 году он был избран почетным членом ОИАК, а 8 июня 1888-го сам посетил Владивосток на корвете “Рында”. В то время замышлялось строительство музея ОИАК, и великий князь пожертвовал для этого 1000 руб., а вскоре участвовал в закладке здания музея (30 июня 1888 г.) В течение 25 лет он был покровителем ОИАК, помогал и Обществу любителей охоты. Он способствовал учреждению в России военно-авиационной школы на реке Каче в Крыму. В 1916 году его назначили генерал-инспектором российского военно-воздушного флота. Все годы эмиграции он провел во Франции, был почетным председателем Союза русских военных летчиков, Парижской кают-компании и Объединения чинов Гвардейского экипажа. Он скончался 26 февраля 1933 года в Ницце, похоронен на кладбище Ронбрюн под Ментоной, на юге Франции.

Автор: Амир ХИСАМУТДИНОВ, специально для "В"