Пойдут поезда!

Сто четыре года простоял над устьем Седанки железнодорожный мост. Сдавая его в эксплуатацию в 1897 году, царские инженеры-путейщики прочили ему жизнь на 300 лет. Все предыдущие тайфуны и паводки капитальному строению на две колеи были совершенно не страшны.

10 авг. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1022 от 10 авг. 2001
Сто четыре года простоял над устьем Седанки железнодорожный мост. Сдавая его в эксплуатацию в 1897 году, царские инженеры-путейщики прочили ему жизнь на 300 лет. Все предыдущие тайфуны и паводки капитальному строению на две колеи были совершенно не страшны.

Но 7 августа водный удар превзошел все расчеты и ожидания. Переполненная в пик ливня Седанка получила дополнительный прилив сил за счет многих тысяч кубометров с водохранилища. Река с ураганной скоростью неслась к морю, сметая все на своем пути. В числе прочего захватила три 20-футовых контейнера, грузовик, джип, легковушку, три частных дома, склад пиломатериалов и многое другое. Все это уперлось в автомобильный мост, в результате чего появилась искусственная запруда. А вода все прибывала и прибывала. Прорвало “плотину” со страшной разрушающей силой. И вместе с железобетонными конструкциями автомобильного моста это все ударило в ж.-д. мост, расположенный метрах в 30 ниже по течению. Сдержать порыв уже ничто было не в состоянии. Остатки пролетов, контейнеры и машины вынесло в Амурский залив.

Вчера бригада репортеров “В” побывала на месте чрезвычайного происшествия. Строительная площадка была сравнима с гигантским муравейником. По обе стороны реки трудилось около 300 человек, более 15 тракторов, бульдозеров, экскаваторов, на запасной ветке станции Санаторная ждал своей очереди ремонтно-восстановительный поезд. Непосредственно работами руководили главный инженер первого железнодорожного корпуса МО Евгений Колесов и начальник Владивостокского отделения ДВжд Валерий Тарабаров.

О ходе строительства журналистам рассказал полковник Евгений Колесов:

– Командующий железнодорожными войсками генерал-полковник Георгий Когатько и министр путей сообщения Николай Аксененко поставили нам задачу: восстановить движение по Транссибирской магистрали до 10 августа. Уже в среду утром к месту аварии прибыли вместе с техникой подразделения трех бригад из Хабаровска, Комсомольска и Партизанска. Приморских строителей пришлось снять с подрядных работ на Раковском угольном разрезе, в порту Восточном и рыбном порту Находки. Предлагалось три варианта моста по временной схеме. По одной из них даже цистерны с вырезанными горловинами вместо труб приготовили к укладке. Однако от них пришлось отказаться. Даже временный вариант должен выдержать удар стихии, подобный тому, что было 7 августа. Поэтому был разработан новый проект, который сейчас и выполняется.

Полковник показал, что по обеим сторонам реки возводятся опоры. На наших глазах солдаты вели отсыпку грунта и раствора под бетонное основание. На них лягут 27-метровые металлические балки, каждая весом по 23,7 тонны. Затем оборудуются шпалочные клетки, укладываются шпалы и на них крепятся рельсы. Створ между опорами для реки будет увеличен с 14 до 27 метров. Мост приподнимается на полметра, соответственно подъезды к нему приподнимаются.

К ночи 9 августа планируется завершить возведение одного пролета (одновременно запускаются отремонтированные участки дороги на Второй Речке и Весенней). По нему уже ночью пойдут грузовые составы. Сотни вагонов скопились во Владивостоке и на Угольной, а еще есть и пассажирские поезда дальнего следования. В пятницу с утра, видимо, начнется ремонт контактной сети. Так что в выходные дни реально запустить и электрички. Проходить они все будут по одной колее. Конечно, вместо привычных 40 км/ч скорость упадет до 25.

 Тем временем параллельно будет вестись строительство второй очереди моста. Для этого понадобится еще два-три дня. Это при нынешнем темпе. А сейчас ни у кого нет даже малейшего перерыва на отдых. Офицеры и солдаты прямо тут же питаются и спят всего по нескольку часов. Перекуров нет. Главное - запустить Транссиб, ведь стоят эшелоны с углем и мазутом, экспортными грузами, товарами жизнеобеспечения. Все уверены, что из графика не выйдут. Находящиеся здесь замминистра путей сообщения по путевому хозяйству Виктор Семенов и начальник ДВжд Александр Стрельник довольны качеством и оперативностью.

- Евгений Евгеньевич, вашим подчиненным часто приходится работать в таких условиях?

- Только при форс-мажорных обстоятельствах, как нынешние. Наш корпус, расквартированный от Байкала до Тихого океана, строит и ремонтирует пути на Транссибе и БАМе.

- Как скоро, на ваш взгляд, удастся построить капитальный мост?

- Опыт подсказывает, что не раньше, чем через полтора–два года. Хотя наше инженерное сооружение может прослужить гораздо дольше. Возможно, к зиме подготовят проект и сметную документацию. Более года понадобится на само строительство. Ведь магистраль не должна останавливаться ни на час. Так что работать придется вначале на одной мостовой переправе, а после сдачи ее в строй уже браться за другую. Для наших мостостроителей эти трудности вполне преодолимы. И с более сложными проблемами справлялись.