Партизанск: прошлую зиму пережили и эту переживем!

О кошмаре последней приморской зимы жители Партизанска знают не понаслышке. В пик небывалых холодов оказался размороженным целый микрорайон. Многие были вынуждены покинуть свои квартиры. В остальных микрорайонах батареи теплились, но не грели. Неудивительно, что подготовка к новому отопительному сезону в Партизанске поставлена под строгий контроль различных проверяющих органов.

9 авг. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1021 от 9 авг. 2001
О кошмаре последней приморской зимы жители Партизанска знают не понаслышке. В пик небывалых холодов оказался размороженным целый микрорайон. Многие были вынуждены покинуть свои квартиры. В остальных микрорайонах батареи теплились, но не грели. Неудивительно, что подготовка к новому отопительному сезону в Партизанске поставлена под строгий контроль различных проверяющих органов.

На войне как на войне

Рабочий день первого заместителя мэра Партизанска Валерия Морозова начинается с отправки многочисленных факсов, в которых администратор докладывает о проделанной работе. По его словам, о ходе подготовки к зиме надо отчитаться перед 15 организациями, хотя деньги дает только одна – администрация края.

На войне как на войне. Создан штаб по теплу, возглавляемый первым замом главы муниципального образования. Заседания, на которых сверяется график выполнения обязательств, проводятся каждую неделю.

Раньше такого не было. На подготовку предприятий жилищно-коммунального хозяйства Партизанска к зиме край планирует выделить 12 миллионов рублей. По подсчетам местных специалистов, этих денег в принципе должно хватить на ремонт котельных и отопительных систем жилого фонда.

Пока что от обещанного получено 4 миллиона 200 тысяч рублей. Эти средства, по словам начальника ЖКХ Партизанска Андрея Степанова, идут в основном на закупку стройматериалов. Денег не хватает, поэтому с поставщиками приходится работать в долг, под честное слово – благо сохранились старые связи.

По официальному, согласованному с краем графику подготовка должна закончиться 25 октября. Но местные власти решили перестраховаться и создали своебразный люфт: сроком окончания подготовительных работ здесь считается 1 октября. До конца “операции” осталось два месяца.

Параллельно ведется закладка топлива. Из требуемых на сезон 29 тысяч тонн угля в наличии пока что 1400. Поставкой угля занимается краевая администрация.

Из 54 котельных, обогревающих Партизанск, три работают на жидком топливе. При потребности в 5 тысяч тонн сегодня имеется 830 тонн мазута, оставшегося с последнего отопительного сезона. “Сэкономили” за счет того, что топливо было завезено слишком поздно, то есть ко времени, когда отопительная система уже была разморожена. Валерий Морозов называет это “дурной экономией”.

Кто поморозил людей? Морозов?

Зимнее ЧП не могло остаться без последствий. Поиск виновных открылся увольнением почти всех начальников предприятий, входящих в систему ЖКХ Партизанска, и закончился судом. Процесс длился больше месяца. В размораживании микрорайона обвинялись первый заместитель мэра, он же главный ответственный за тепло Валерий Морозов, и. о. руководителя МУП ЖКХ Виктор Мезенцев и начальник участка ПОКиТС Евгений Пикалов. В конце концов всех троих оправдали.

Валерий Морозов считает, что виновных ищут не в том месте, и радуется, что не попал в стрелочники.

Бедность – не порок

Размороженный микрорайон – это только верхушка айсберга. Разморожение стало следствием аварии на трансформаторной подстанции, усугубленной отсутствием на тот момент запасов топлива и нехваткой рабочих рук. Но это ЧП назревало давно и может повториться в любое время. Дело в том, что топливно-энергетическая система Партизанска переживает кризис.

Причин кризиса много, есть среди них и субъективные, но все они упираются известно куда – в дышащую на ладан экономику.

Вот, скажем, пьют рабочие ЖКХ (местные чиновники об этом вскользь, но говорят) и потому не всегда владеют ситуацией. Но кто сейчас в Партизанске не пьет? И как не пить работягам-коммунальщикам, если они свою мизерную зарплату (1500-2000 рублей) не получали с зимы? Долг в партизанском ЖКХ по зарплате составляет сегодня 10 миллионов рублей. А энтузиазм, как известно, имеет пределы.

Население за тепло не платило, не платит и платить не собирается. У народа на это нет денег. А тут еще узнали о грядущем повышении тарифов, и дело приняло анекдотический оборот. Уже стали звонить в ЖКХ и угрожать, что отключат свои радиаторы. Говорят: прошлую зиму пережили без тепла и эту как-нибудь переживем.

Шахты позакрывались, частные предприятия поразорялись, и бывшее ведомственное жилье перешло на городской баланс. Если в 1993 году в муниципальной собственности было 160 тысяч квадратных метров жилья, то сейчас на шее города висят уже 824 тысячи квадратов жилой площади. Трубы, радиаторы, крыши – все изношено и требует замены. А город за это время богаче не стал. Налогооблагаемую базу составляет сегодня практически одно предприятие – корейская швейная фабрика.

Как уже было сказано, в городе 54 котельных. Это 95 котлов, из которых половина изношена (по времени эксплуатации) на 100 процентов, а другая половина - процентов на 70. Коэффициент полезного действия всех котлов, по словам начальника ЖКХ Андрея Степанова, - 15-18 процентов.

Якутия нам поможет?

Что такое централизованная поставка топлива? Это когда уголь везут за тридевять земель из, скажем, Нерюнгри. Наверху, очевидно, считают, что так получается более дешево и сердито. При этом почему-то забывается, что все котельные города и Партизанская ГРЭС построены под местный уголек.

Между тем муниципальная шахта Партизанска продолжает работать и вместе с двумя уцелевшими шахтами в поселках Авангард и Углекаменск могла бы обеспечить не только город, но и весь юг Приморья. Этот уголь продается в Японию.

По словам Валерия Морозова, действительно, было время, когда нерюнгринский уголь обходился дешевле партизанского. Сейчас ситуация изменилась. Местный (очень, говорят, хороший) уголь в прошлом году можно было купить по 920 рублей за тонну. Из Якутии же везли смерзшиеся глыбы по цене уже 1000 рублей за тысячу килограммов.

Какой же смысл возить уголь из Якутии? Видимо, считают в Партизанске, это кому-то нужно.

- Не надо нам централизованного угля, - заявляет помощник главы администрации Партизанска Геннадий Яшкин. – Дайте нам деньги, и мы купим топливо у наших шахтеров. Эти деньги останутся в крае – в виде тех же налогов. Почему мы должны кормить Сибирь?

Передвинуть бы зиму…

Сегодня в администрации Партизанска есть три проекта, реализация которых должна вывести город из состояния топливно-энергетического кризиса. Один из проектов предусматривает развитие угольной промышленности региона и доведение добычи угля к 2005 году до 260 тысяч тонн. Проект оценивается в 40 миллионов рублей инвестиций. Подготовлен план реконструкции и развития отопительной системы, который тянет на те же 40 миллионов. И, наконец, здесь мечтают о реконтрукции Партизанской ГРЭС. Как электростанция – с этим соглашаются сами энергетики – она себя уже исчерпала, но из нее получится отличная кочегарка. По приблизительным подсчетам, на ее переориентацию понадобится от 162 до 200 миллионов рублей.

Прожекты прожектами, а зима не за горами. Настроение начальства, ответственного за тепло, можно обозначить как сдержанный оптимизм. Надеются, что не повторится катастрофа последней зимы, и жалеют, что нельзя отодвинуть зиму нынешнюю. Подготовиться было бы намного легче, если бы обещанные краем 12 миллионов дали сразу.

Автор: Юрий БОДУХИН, "Владивосток"