Искусственный рай Олега Кулика

Пожалуй, к этому художнику, как ни к какому другому, относится извечный спор о первичности курицы и яйца: идея или скандальная слава - что предваряет успешность того или иного проекта. Сегодня Кулик, знакомый приморцам лишь по средствам массовой информации, безусловно, раскручен. Его искусство, не однажды послужившее поводом для искусствоведческих баталий на предмет законности существования, представит 8 августа галерея современного искусства «Арка». На сей раз это проект «Новый рай», предлагающий принципиально новую попытку выхода за предел человеческого, в том числе и за пределы культуры.

7 авг. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1020 от 7 авг. 2001

Пожалуй, к этому художнику, как ни к какому другому, относится извечный спор о первичности курицы и яйца: идея или скандальная слава - что предваряет успешность того или иного проекта. Сегодня Кулик, знакомый приморцам лишь по средствам массовой информации, безусловно, раскручен. Его искусство, не однажды послужившее поводом для искусствоведческих баталий на предмет законности существования, представит 8 августа галерея современного искусства «Арка». На сей раз это проект «Новый рай», предлагающий принципиально новую попытку выхода за предел человеческого, в том числе и за пределы культуры.

Впрочем, о принадлежности к культуре творчества Кулика спорят давно. В ранних проектах и перфомансах он неизбежно представал не художником, но зрелищем - и на вечное желание проникнуть в суть творчества отвечал тем... что кусал зрителя. Ему это даже удавалось: долгое время художник существовал в ипостаси «человека-собаки», дававшей возможность бессмертия. Если кратко - то жизнь коротка и ни одна история (в том числе и история искусства) не может длиться дольше человеческой жизни. Просто нет другой единицы измерения. Потому заслуженную славу и бессмертие следует получать легко, играючи, ежедневно. Что делает художника живым классиком? Количество упоминаний в прессе, в массовой и специальной. Здесь и зарыта собака.

По количеству упоминаний Кулик явный рекордсмен, о нем писали практически все ведущие критики Москвы, все более или менее заметные СМИ. Благодаря им существуют как бы два Кулика - реальный и вымышленный. Визуальный и текстуальный.

По тексту - «единственная, несравненная и высшая цель художника - подвергнуться репрессиям со стороны вышестоящих организаций подобно сирену Марсию, которому за преизрядную игру на флейте спустил шкуру сам Аполлон, главный начальник над искусствами. Не должно состязаться с богами по части изображения действительности... …Не ясно до сих пор, кто и за что превратил Кулика в бешеного пса, но последствия этого обрели...… революционный размах». Или «…...Кулик обречен на успех, ведь…... животная тема в мягкой моде уже несколько тысячелетий, но только в будущем можно наконец рассчитывать на ее бум или логическое завершение...… Зато Россия опять не подвела - миф о грядущем звере на месте». Или вот это - «после того как Кулик искусал в кровь видного шведского деятеля культуры на выставке с названием «Интерпол» и гневливое письмо тринадцати об угрозе демократии облетело мир, можно было предположить, что международная карьера активно работающего русского художника закончилась не начавшись. Однако точечный укус в строгом соответствии с Камасутрой только распалил страсть зарубежного потребителя искусства». Если пунктирно - то следующее: 15 апреля 1997 года в Берлине открылась выставка «Бессмертье dally», посвященная «московскому королю масс-медиа» человеку-собаке Кулику. На выставке представлены увеличенные до размеров картины газетные и журнальные статьи ведущих интернациональных критиков о мировом турне Кулика в качестве собаки...…

И еще - Кулику трудно отказать в чутье. Пространство масс-медиа, в котором он чувствует себя как дома, реалитирует его отказ от языков культуры, ведь стратегия медиального шоу не знает языковых барьеров.

Можно приводить строки и абзацы из тех самых масс-медиа. Но лучше, как говорится, один раз увидеть. Масштаб личности оценивается, на мой взгляд, не количеством публикаций. Скорее, собственным ощущением: попал ли побудительный мотив художника в точку? Хочется ли смотреть? Какие эмоции порождает увиденное?

А вот это-то и сможет наконец сделать владивостокский зритель. «Арка» представляет блицперфоманс Олега Кулика не случайно. По мнению директора галереи Веры Глазковой, можно много спорить о пути, которым идет современное искусство. Категорически отвергать его или приветствовать, но нельзя отрицать его существование. А свое мнение иметь, как известно, можно только, увидев воочию. «Новый рай» - проект, в котором Кулик возвращается к человеческому, пытается совместить образ человека и природного мира. Художник решил, что это совмещение возможно лишь виртуально. А потому предстоящий четырехдневный перфоманс - слайдвоплощение идеи человека-собаки, который между тем готов к личной встрече со зрителем.

Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»