Радиоактивные отходы – под ключ. На заводе “Звезда” сдан новый комплекс
Насколько настороженно был встречен в свое время в наших краях плавучий завод по переработке жидких радиоактивных отходов “Ландыш”, настолько восторженно прошла на заводе “Звезда” церемония открытия комплекса переработки радиоактивных отходов низкого уровня активности. А ведь это звенья одной цепи, одного и того же проекта, обеспечивающего экологически чистую переработку отходов, которые образуются при утилизации атомных подводных лодок.
Конечно, одно дело – мнение специалистов, но по всему чувствуется, что произошел перелом и в настроении напуганной общественности. Председатель думы ЗАТО город Большой Камень Сергей Никитин, который не поставил свою подпись под актом государственной комиссии по приему “Ландыша”, не боится признать, что теперь по-другому оценивает необходимость создания объектов по безопасному обращению с радиоактивными отходами.
- Никуда не годится, когда город не имеет очистных сооружений. Точно так же и завод, перед которым стоит задача демонтировать атомные подводные лодки, должен иметь отлаженный цикл производства до конца – до цивилизованной переработки отходов этого производства, - объясняет свою позицию Сергей Евгеньевич.
В Большой Камень съехалось так много гостей такого высокого уровня, что событие получилось поистине грандиозным, какого, пожалуй, еще не видел этот приморский городок. Оно и неудивительно, ведь новый объект создавался совместными усилиями большой международной команды при участии специалистов США, Норвегии, Финляндии, Франции, многих российских организаций. И он является, как сказал на митинге заместитель начальника департамента Министерства атомной энергии Российской Федерации Виктор Коваленко, ярким положительным примером международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.
Генеральным заказчиком комплекса выступило агентство по снижению угрозы министерства обороны США, организовавшее работу по проекту более ста подрядчиков. Это уже третий объект в России, созданный в рамках совместной программы уменьшения угрозы. Их удалось ввести в строй менее чем за три года и, по словам представителя администрации программы полковника Роберта Дики, уложиться менее чем в 40 миллионов долларов. Подобный комплекс, включающий в себя установки по очищению вод спецпрачечной, а также по компактированию и дезактивации твердых радиоактивных отходов, в октябре прошлого года был сдан на заводе “Звездочка” в Северодвинске. Еще один объект, который имел в виду полковник Дики, гости и журналисты могли увидеть собственными глазами здесь же на Северном молу, относящемся к территории предприятия. Это временное хранилище вторичных твердых радиоактивных отходов, сданное в эксплуатацию чуть раньше - в феврале. Построено оно по принципу блочно-модульной компоновки, позволяющей разные отходы хранить в отдельных отсеках. Здание снабжено системами радиационного мониторинга и оснащено транспортными средствами доставки отходов с плавучего завода, специальными клетями и контейнерами. В одном из отсеков уже нашли свое место первые герметически закупоренные цементные бочки – результат очистки ЖРО во время испытаний на “Ландыше”. Сюда же будут перевозиться и те вторичные твердые отходы, которые сойдут с производственных линий сданного в этот день комплекса. Назначение этих установок как раз в том, чтобы сделать отходы как можно более компактными и безопасными, подготовить их для временного хранения и перевозки в места захоронения.
Технари говорят на одном языке
Сложных технических проблем пришлось решать немало. Но, как считает представитель генерального подрядчика президент американской компании “Энерготэк” Джоэль Вэйс, технари всего мира говорят на одном и том же языке, и если они будут работать вместе, то справятся с любой задачей. Из Франции поступило оборудование, установленное на участке переработки ТРО низкого уровня активности (ТРО среднего и высокого уровня активности остаются в реакторных отсеках, утилизация которых будет производиться после 70 лет хранения). Рассчитано оно на переработку 200 кубометров в год. Первым делом ТРО сортируются. Отделяются ветошь, бумага, другие отходы, которые можно прессовать, - все это упаковывается в пластиковые мешки. Металлические отходы дезактивируются, более загрязненный металл измельчается и тоже отправляется под пресс. В результате объем ТРО уменьшается в несколько раз по сравнению с теми контейнерами, в которые они складируются сейчас.
Установка по переработке вод спецпрачечной спроектирована по российской технологии, разработанной специалистами ассоциации “Аспект” (ассоциация включает все ведущие институты Минатома России). Большая часть оборудования была изготовлена на самом заводе “Звезда” по лицензии Госатомнадзора, который осуществлял контроль за качеством работ.
Заместитель генерального директора ассоциации “Аспект” Роман Пензин объяснил недоумевающим журналистам, почему воды спецпрачечной, которые по существу являются жидкими радиоактивными отходами, не могут перерабатываться на “Ландыше”:
- Технология на барже позволяет очищать ЖРО трех типов, в том числе образующиеся в результате осушения атомного реактора. Вода спецпрачечной во многом отличается от них по химическому составу. При самом низком уровне радиоактивности она имеет больше всего различных примесей и поверхностно активных веществ. Ноу-хау “Аспекта” - специальный сорбент, который в первую очередь очищает воду от радионуклидов, и дальше с ней уже практически безопасно работать. Задача остальных узлов – очистка от химических примесей. Еще одно принципиальное отличие от технологии на “Ландыше”, где используется цементация конечного рассола, в том, что на нашей установке в результате переработки образуются сухие соли. По объему это в 15 раз меньше.
Прежде воды спецпрачечной, разбавленные в несколько раз, сливались в море. Как когда-то, если вспомнить, и другие ЖРО, что было явно не на пользу экологии. Новый комплекс прошел согласования Государственной экологической экспертизы, Госатомнадзора, Минатома, Минэкономразвития РФ и другие необходимые согласования с местными и федеральными органами.
Возведение этих объектов стало важным этапом для коллектива завода “Звезда”. Контакты с зарубежными фирмами учат коллектив работать по-новому, за что директор завода Валерий Маслаков выразил искреннюю благодарность иностранным партнерам. В свою очередь представитель государственного департамента Соединенных Штатов Америки советник-посланник посольства США в России Дебора Линд дала высокую оценку такому сотрудничеству:
- Особо символично, что в начале нового тысячелетия мы работаем вместе по преодолению мрачных последствий холодной войны! Работаем вместе, чтобы уничтожить запасы стратегического оружия, чтобы повысить степень экологической безопасности для себя самих и для наших детей. Что может быть более значительным, чем это? Только то, что в результате нашей работы складывается новый менталитет, новый тип отношений между нашими странами.
Вместо послесловия
На самом предприятии сданные под ключ объекты создают полный цикл безопасного обращения с радиоактивными отходами, которые образуются в процессе разделки субмарин. Однако вызывают большие сомнения возможности спецкомбината “Радон” в Хабаровском крае, куда “Звезда” передает на захоронение радиоактивные отходы. Новое хранилище большое и надежное, ТРО низкой активности тут могут оставаться несколько лет. А дальше? Решится ли за это время вопрос о сооружении регионального пункта захоронения РАО, который перекочевал уже из старой федеральной программы по ядерной и радиационной безопасности в новую, но так пока и не сдвинулся с мертвой точки? На заводе этим обеспокоены не меньше, чем сомнительные борцы за экологию, вступающие в бой исключительно в период предвыборных баталий. Руководство и специалисты “Звезды” поднимают эту проблему на всех возможных уровнях.
Наряду с переработкой радиоактивных отходов на предприятии решается другая важная проблема, связанная с утилизацией АПЛ. На том же Северном молу при финансовой поддержке США строится техническая база по выгрузке из реакторов облученного ядерного топлива. Когда-то строительство такой базы здесь уже начиналось, но было брошено на полпути из-за того, что изменилась сама идеология решения этого вопроса. Выгрузка стала производиться с помощью плавмастерских, большинство из которых на сегодняшний день списаны и не отвечают международным нормам. Введение в строй новой технической базы позволит производить потенциально опасную операцию в соответствии с современными требованиями. До Северного мола уже построена железнодорожная ветка, по которой специализированным эшелоном будет вывозиться облученное ядерное топливо. В планах - реконструкция железной дороги до Смоляниново.
Завершается утилизация атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, но задачи предприятия, способного избавить нас от страшного соседства, не уменьшаются. Своей очереди ожидают несколько десятков атомоходов первого поколения, давно выведенных из состава флота. Техническое состояние этих лодок ухудшается с каждым днем, и с каждым днем увеличивается исходящая от них угроза.
Автор: Надежда БРАЖИНА, Вячеслав Воякин (фото), "Владивосток"