“Партизанские” отряды занимают города…
Резервисты, или “партизаны”, как называют сами себя взрослые мужчины, вынужденные по желанию министерства обороны сменить цивильное платье на шинели, а кожаные кресла директорских кабинетов на сырые палатки, отправятся совершенствовать воинское мастерство на полигонах Дальневосточного военного округа. К примеру, в августе вновь наденут гимнастерки более 200 человек – в большинстве своем это приморцы, отслужившие срочную службу еще в 80-х годах прошлого столетия.
Резервисты, или “партизаны”, как называют сами себя взрослые мужчины, вынужденные по желанию министерства обороны сменить цивильное платье на шинели, а кожаные кресла директорских кабинетов на сырые палатки, отправятся совершенствовать воинское мастерство на полигонах Дальневосточного военного округа. К примеру, в августе вновь наденут гимнастерки более 200 человек – в большинстве своем это приморцы, отслужившие срочную службу еще в 80-х годах прошлого столетия.
Резервистов не трогали почти 10 лет. Последние масштабные военные сборы проводились в крае в 1991 году. А потом про “партизан” попросту забыли – руководству министерства обороны хватало проблем и без резервистов – разваливающаяся армия, рост числа призывников, уклоняющихся от священной обязанности, война в Чечне и пр.
“Партизаны” потребовались стране в прошлом году – в декабре 2000 года Владимир Путин подписал указ о призыве резервистов.
Согласно постановлению правительства “Об утверждении положения о порядке проведения сборов граждан РФ, находящихся в запасе” резервистов могут призвать на учебные сборы приписного состава на срок до 10 дней, на военные сборы по подготовке и переподготовке граждан по военно-учетным специальностям – на срок до 60 дней и на сборы по обслуживанию техники неприкосновенного запаса – на 25 суток.
По словам военного комиссара Приморского края генерал-майора Александра Елгунова, оповещение граждан, призываемых на учебные сборы, производится заблаговременно в процессе изучения и отбора кандидатур. Гражданам, отобранным для прохождения учебных сборов, не позднее чем за 10 дней до их начала вручаются повестки с указанием сроков явки в военный комиссариат.
Сейчас, по словам начальника отделения морально-психологической и информационной работы краевого военкомата полковника Владимира Котенкова, призыву подлежат в основном специалисты по обслуживанию техники. “Обычных солдат мы призывать не планируем. Тем, у кого воинская специальность стрелок, переподготовка не требуется: навыки обращения с автоматом остаются на всю жизнь. Обучение для работы на новой технике необходимо связистам, ракетчикам, артиллеристам. Ведь за то время, что прошло после их увольнения в запас, техника шагнула далеко вперед”, - говорит Владимир Котенков.
В августе, к примеру, на базе Сергеевской дивизии Дальневосточного военного округа из числа резервистов будет развернут батальон связи. “Призывникам” продемонстрируют современную технику нового поколения, которая пришла на смену той, с которой нынешние резервисты имели дело в 80-е годы.
По словам Владимира Котенкова, призыв идет непросто. Большинство резервистов пытаются уклониться от участия в военных сборах. Вместе с тем подобные “уклонисты” не подозревают, что могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 328 ч. 1. Уголовного кодекса РФ. Кстати, наказание по этой статье предусмотрено довольно серьезное – до двух лет лишения свободы.
В то же время отмечается, что в последнее время эта статья УК применяется на практике не так часто. Чаще всего в возбуждении уголовных дел по материалам военных комиссариатов отказывают по причине отсутствия достоверных данных о наличии у призывника умысла на уклонение от военной службы. К примеру, в 2001 году по 122 материалам вынесено 96 решений об отказе в возбуждении уголовных дел.
Вместе с тем, как говорит прокурор отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере краевой прокуратуры младший советник юстиции Наталья Иванова, правоохранительные органы планируют ужесточить свою позицию в этом вопросе.
Уклоняющиеся от призыва резервисты не скрывают, что причина нежелания отправляться на сборы банальна – деньги. К примеру, призванный “партизанить” резервист может рассчитывать на получение материального вознаграждения в размере среднемесячного заработка, но… не более десяти минимальных размеров оплаты труда. Сейчас это около тысячи полновесных российских рублей. А вот временно не работающим или занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью резервистам выплачивается заработок в размере одного (!) минимального размера оплаты труда.
Весьма забавно предположить, что два месяца месить сапогами грязь отправятся люди, занимающиеся серьезным бизнесом. Где они больше принесут пользы своей стране – сдавая нормативы по манипуляциям с автоматом Калашникова, изнывая в противогазах, напяленных на упитанные физиономии, или занимаясь своей основной работой? И еще немаловажный вопрос сугубо экономического свойства – какая частная компания согласится расстаться с ценным работником на целых два месяца?
В краевом военном комиссариате понимают, что такая позиция в принципе имеет право на существование, но вместе с тем отмечают, что не все в этом мире измеряется только деньгами. Патриотизм, укрепление обороноспособности Родины – это как раз те ценности, которые куда дороже материальных благ. По мнению военных, позиция настоящего патриота определяется не вопросом: что Родина сделала для меня? Сейчас надо в первую очередь спросить себя: что ты лично можешь сделать для своей Родины?
Военные сборы: за и против
За:
Безусловно, российская армия сейчас переживает не лучшие времена. Мобилизационная машина страны если не была полностью разрушена, то, надо сказать, серьезно пострадала. Безусловно, в случае начала боевых действий страна сможет отмобилизовать армию военного времени. Но вот кто будет обслуживать сложную боевую технику? Времена тачанок и лихих коней прошли. Ракетная установка куда сложнее в обслуживании, чем популярная в годы второй мировой войны трехлинейка. И для того, чтобы Россия в случае, конечно, не приведи Господи, войны смогла встретить агрессора достойно, для того чтобы врагу противостояла профессиональная армия, а не ополчение, необходимо идти и на такие жертвы, как двухмесячные военные сборы. Два месяца вдали от теплого дома – это не слишком большая плата за спокойствие наших границ.
Против:
Патриотизм – дело, конечно, хорошее. Даже необходимое по большому счету. Однако вот в чем загвоздка – проявляться он должен как-то иначе, а не с помощью высочайшего повеления. И если сегодня у большинства граждан не самое уважительное отношение к армии, то вряд ли на такое умонастроение удастся повлиять, переведя этих самых граждан на казарменное положение. Скорее наоборот – эмоции такой шаг породит еще менее радужные.
Что нужно знать “партизану”
От призыва на военные сборы освобождаются граждане мужского пола, забронированные за предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и военного времени; гражданский персонал Вооруженных сил РФ, других войск, органов внешней разведки, внутренних дел, органов государственной безопасности; летно-технический состав авиационного и железнодорожного транспорта, плавсостав морского и речного флота; специалисты, занятые на посевных и уборочных работах; студенты и учащиеся дневных и вечерних отделений общеобразовательных учреждений; лица, уволенные с военной службы менее чем за два года до проведения сборов, и лица, не годные к несению службы по состоянию здоровья. От сборов освобождены и те, кто занят постоянным уходом за отцом, матерью, усыновителем, дедушкой, бабушкой, братом или сестрой – если кто-либо из них инвалид первой или второй группы, пенсионер или не достиг 18-летнего возраста.
С детьми остаться сложнее. Право на их воспитание вместо рытья окопов имеют только те, у кого их не меньше трех. И причем не таких, которые сами от военкомата скрываются, а несовершеннолетних.
Если вас отчислят с военных сборов за нарушение дисциплины или же за нарушение установленного порядка их проведения, вас привлекут к ответственности, предусмотренной законодательством в отношении военнослужащих.
Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, "Владивосток"