Как выпускают пароходы?! Совсем не так, как поезда…
…Пока страна способна строить корабли, у нее сохраняется перспектива. Не мной придумано, старое выражение. Такое же старое, как дошедшая до нас мудрость древних арабов, которые, как известно, были первыми в истории человечества мореходами: "Плавать по морю необходимо. Жить не так уж необходимо".
…Пока страна способна строить корабли, у нее сохраняется перспектива. Не мной придумано, старое выражение. Такое же старое, как дошедшая до нас мудрость древних арабов, которые, как известно, были первыми в истории человечества мореходами: "Плавать по морю необходимо. Жить не так уж необходимо".
Подобные рассуждения изрядно высокопарны, однако именно они приходили в голову в минувшую пятницу в цехах Комсомольского-на-Амуре судостроительного завода имени Ленинского комсомола. Здесь спускали на воду очередной многоцелевой сухогруз, построенный по заказу ОАО "Дальневосточное морское пароходство", - "Уссури". Второе судно из серии универсальных лесовозов-пакетовозов типа "Амур" - именно так называлось головное судно.
Справка "В"
Проект разработан чуть более десяти лет назад Балтийским конструкторским бюро в Ленинграде; это универсальные многоцелевые суда, способные перевозить любые грузы (за исключением сжиженных), дедвейт 5,5 тысячи тонн, длина 100 метров, рабочая осадка 7 метров, класс автоматики А1, район плавания - неограничен. Серия строится на комсомольском ЗЛК по заказу ОАО "ДВМП".
…...Честно говоря, в этих словах – “серия строится” – есть известное лукавство. Никакой серии могло и не быть. Ведь наивно было бы думать, что когда экономика страны рушится, а в первую очередь рушатся предприятия военно-промышленного комплекса, то на судостроительном заводе продолжается устойчивое и стабильное развитие. Отнюдь. Тем более что на Дальнем Востоке даже младенцы знают о том, что комсомольский судостроительный создавал вовсе не прогулочные катера. В годы расцвета предприятия американские спутники-шпионы проходили над этой территорией с интервалом в полчаса; фиксировались каждый поворот крановых стрел, каждое перемещение вагонеток между цехами. Бывший многолетний директор предприятия, находящийся ныне на заслуженном отдыхе, лауреат Ленинской премии Юрий Захарович Кучмин, приветствуя на пятничном торжестве делегацию руководства “ДВМП”, осторожно обронил улыбаясь: “Вы только руки мне сильно не жмите – через них прошли 52 атомные подводные лодки…”... (Интересно, много ли еще людей в мире имеют моральное право произнести подобные слова?..)
Понятно, что, как и многие другие предприятия подобного профиля, ЗЛК в последние десять лет находился в крутом пике. Однако продолжала действовать еще советская инерция, и могучие силы и средства продолжали раскручивать маховик. Идея с “Амуром” возникла на волне горбачевских тезисов о необходимости конверсии военного производства. Как всегда в СССР, подход к реализации идеи отличался известной гигантоманией: планировалось, что за относительно короткий срок будет построено 40 судов – для Дальневосточного, Сахалинского и Камчатского пароходств. Жизнь оказалась сложнее и вместе с тем проще умозрительных схем и планов. Практически лишенному господдержки судостроительному гиганту впору стало думать хотя бы о выживании. Что касается пароходств, то два из них – Сахалинское и Камчатское – по большому счету вообще исчезли; Дальневосточное же, в отличие от советских времен став совершенно самостоятельным, теперь весь новострой оплачивает из собственного кармана.
А тут еще вот какая штука возникает: когда российские судоходные компании заказывают новые суда на европейских или азиатских верфях, солидные мировые банки достаточно охотно берутся кредитовать подобные проекты – вложенные банками деньги возвращаются в мировую экономику. Однако когда дело касается проекта исключительно российского, в “ссудную кассу” можно не обращаться. “Вынимать” же миллионы долларов для нового судостроения из оборотных средств не так-то просто даже для крупнейшего пароходства страны – ОАО “ДВМП”. Есть здесь и еще одна закавыка: строительство флота на зарубежных верфях практически гарантирует строгое и неукоснительное соблюдение контрактных сроков и обязательств. (Не по этой ли, кстати, причине Советский Союз с его известной “дисциплиной производства” свой торговый и рыбацкий флот большей частью строил за рубежом, себе оставив лишь военное судостроение?)... И понятно, что трудно ждать такого же соблюдения графиков от предприятия, вместе со всем ВПК переживающего жестокий кризис. Ну так что нам тогда вообще закрыть теперь в России такую отрасль, как судостроение?..
Но ведь “пока страна способна строить корабли…”... (смотри выше).
Не секрет, что сроки сдачи и “Амура”, и теперь “Уссури” неоднократно срывались и переносились. Понятно, что не по злой воле судостроителей, над которыми государство поставило столь жестокий и безжалостный эксперимент, что остается лишь удивляться жизнестойкости предприятия и его коллектива. Стоит, наверное, отметить в этой связи мудрое терпение руководства ОАО “ДВМП”, которое, несмотря на явные форс-мажорные обстоятельства, не пошло на разрыв контракта (хотя с точки зрения законодательства имело на это полное право, и любой арбитраж такие действия оправдал бы). Об этом, собственно, и говорили на коротком митинге, посвященном спуску на воду нового судна, руководители и завода, и пароходства. Так, генеральный директор ЗЛК Николай Повзык отметил:
- В истории строительства “Уссури”, как в капле амурской воды, отразились все напасти, обрушившиеся на наше предприятие в последние годы. Такое судно надо строить за полтора-два года. К сожалению, работы затянулись более чем на пять лет. Мы то начинали строительство, то приостанавливали. Были даже такие горькие моменты, когда казалось, что “Уссури” никогда не увидит морских просторов, а недоделанный корпус будет порезан на металлолом. К счастью, этого не произошло. И заказчики, и наш коллектив, проявив совместную волю, довели дело до конца. Во многом это стало возможным благодаря новому курсу государства, которое наконец вспомнило про свои мощные производственные комплексы. Теперь, когда мы вошли в плотный жесткий график, я могу твердо заверить моряков-дальневосточников, что через два месяца “Уссури” перейдет на окончательную доводку в Большой Камень, а 15 ноября на нем будет поднят государственный флаг России! Верю и надеюсь, что еще через два года мы поднимем такой же флаг над очередным судном этой серии – “Зеей”!
Эти же мысли развивал в своем выступлении и генеральный директор ОАО “ДВМП” Александр Луговец:
- Я прекрасно знаю, что для судостроителей ЗЛК это судно – отнюдь не самый сложный проект. Понятно и то, что для “ДВМП” - это тоже вовсе не самое дорогое или “проблемное” приобретение. Но ситуация, в которой все мы оказались, заставила и нас, и вас напрягать все силы, чтобы замысел был воплощен в жизнь. Хорошо, что это получилось. Будем надеяться, что у “Уссури” будет счастливая судьба!
Немногословие руководителя FESCO вполне объяснимо. Сегодня трудно дать гарантии того, что пароходство “подпишется” на строительство третьего судна. Но если корабелы действительно смогут войти в жесткий контрактный график, то вполне вероятно, что сотрудничество будет продолжено.
16.00. По заводской трансляции звучит команда: “Дежурным службам доложить о готовности”. И пять минут спустя после прохождения докладов долгожданное: “Внимание! Начинаем движение!”
Трехтысячетонная стальная махина, построенная руками заводчан и повинуясь их воле, начинает медленно сползать из эллинга “Б” дока № 8 в выводной бассейн. А вокруг – на окружающих док эстакадах и строительных площадках – тысячи людей. Пришел весь завод, многие с женами и детьми. В руках у малышни флажки и воздушные шарики. Собравшиеся дружно кричат “Ура!” и аплодируют. Праздник! Подобное последний раз я видел на первомайской демонстрации лет десять назад...… А когда корпус судна оборвал перекрывающую выход из эллинга красную ленточку, крестная мать – член правления ОАО “ДВМП”, президент “Дальневосточного банка” Ядвига Добрянская мастерски разбила о борт бутылку шампанского...…
И сразу вспомнилось другое. Шесть лет назад довелось по приглашению пароходства побывать на приемке нового контейнеровоза, который строился на щецинской верфи в Польше при поддержке кредитов западных банков. На официальную церемонию прибыли представители иностранных банков-гарантов, страховых компаний, юридических фирм, обслуживающих сделку. Все было очень чопорно и официально: подписали документы, выпили по бокалу шампанского...… Одно слово – церемония...…
В Комсомольске главным участником церемонии была душа. Душа судостроителя и душа моряка, которые радовались рождению нового судна, как радуются появлению ребенка на свет. Тем более когда роды были такими трудными…...
Был на этом празднике и человек, во взгляде которого светилось не только торжество, но и забота. Будущий “мастер” “Уссури”, один из опытнейших капитанов пароходства Александр Молочный по-хозяйски осматривал новую “лошадку”. Три года назад он поднимал флаг на “Амуре”, ему, как специалисту по этому типу судов, теперь и карты в руки. А его оценка работы судостроителей весьма высока:
- За три года на “Амуре” что мы только не возили! Отличный пароход – удобная конструкция трюмов, хорошее навигационное оборудование…...
Старые моряки и старые судостроители вспоминают, что эта серия – не первый опыт сотрудничества комсомольских корабелов и моряков-дальневосточников. В 60-е годы на заводе для пароходства были построены девять судов типа “Амгуэма” - усиленного ледового класса, отлично зарекомендовавших себя на разных направлениях, в первую очередь в Арктике. Конечно, тогда было проще – все планировало и за все платило государство. Сегодня моряки и судостроители остались, что называется, один на один. Однако кроме президента Дальневосточного банка на церемонии спуска нового судна на воду присутствовали еще и представители “Альфа-банка”. Пока они наблюдают и прикидывают свое возможное участие в проекте. Добрый знак. Если из сферы “купи-продай” капитал пойдет в производство – может, и впрямь удастся сохранить российский флаг на морских просторах?..
Ведь плавать по морю необходимо...…
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"