Директора “краснеют” от таких реформ

Генеральные директора двух градообразующих предприятий Арсеньева - авиакомпании “Прогресс” и АО “Аскольд” - фактически публично обвинили федеральные власти в их неспособности вывести экономику страны из затянувшегося кризиса. Такое заявление стало одним из фрагментов совместной публикации Ю. Бодни и С. Шаторного в городской газете “Восход”. В нем они выразили “несогласие с курсом реформ, которые проводят президент и правительство России”.

21 март 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №101 от 21 март 1997

Генеральные директора двух градообразующих предприятий Арсеньева - авиакомпании “Прогресс” и АО “Аскольд” - фактически публично обвинили федеральные власти в их неспособности вывести экономику страны из затянувшегося кризиса. Такое заявление стало одним из фрагментов совместной публикации Ю. Бодни и С. Шаторного в городской газете “Восход”. В нем они выразили “несогласие с курсом реформ, которые проводят президент и правительство России”.

Такое “покраснение” генералов приморской оборонки вовсе не является неожиданностью, хотя еще в ходе недавних президентских выборов они занимали явно проельцинскую позицию. Так, авиакомпания до сих пор не имеет госзаказа на 1997 год, несмотря на то, что производимые ею вооружения являются уникальными образцами военной техники, что еще раз подтвердила проходящая в эти дни в Объединенных Арабских Эмиратах специализированная выставка. На ней представлен ударный вертолет “Черная акула”. Более того, правительство еще не расплатилось с предприятием за изделия госзаказов двух предыдущих лет. В итоге прогрессовцы не имеют оборотных средств для поддержания производства, перспективы которого становятся все более призрачными. Уже около 11 месяцев авиастроители не получают зарплаты, живя на хлебные подачки. Задолженность по ней достигла 50 млрд. руб. Из-за дефицита средств срываются графики освоения “заявки ХХI века”: двухместного варианта “Черной акулы”, который заочно уже западные военспецы окрестили “Аллигатором”. Правительством сорваны все программы оздоровления экономики предприятия, в свое время им же и утвержденные. Уже почти год, с момента положительного заключения специальной комиссии авиакомпании, не выдается лицензия на прямой экспорт производимых ею вооружений. В итоге она потеряла половину своего численного состава, пополнившего ряды безработных города. Другая половина частью находится в административных отпусках, частью трудится по сокращенной программе. И уже, возможно, в ближайшее время конвейеры завода полностью остановятся.

Не лучше дела и на “Аскольде”, неуклонно теряющем оборонный профиль производства. Его возможности используются лишь на 5-10 процентов. Когда-то здесь работали до 10 тысяч машиностроителей, сегодня лишь около 2 тысяч, хотя для выполнения заключенных договоров достаточно не более 100 человек. Последней надеждой аскольдовцев является проект развертывания производства сельхозмашин под голландскую технологию земледелия, но, к сожалению, и здесь нет полной ясности. Точнее, в потенциальных заказчиках - аграрии всей Сибири и Дальнего Востока, однако их финансовая немощь не позволяет сотрудничать с “Аскольдом” напрямую, и без федеральных инвестиций проект вряд ли получит развитие.

Словом, если прежде руководители авиакомпании и “Аскольда” были осторожны в своих заявлениях в адрес высших российских властей, явно боясь испортить отношения с правительственными чиновниками, от которых зависит слишком многое в судьбе обоих этих предприятий, то теперь выбор сделан. Трудовые коллективы авиамашиностроителей уже давно прямо обвиняют центр во всех грехах, теперь, похоже, в одну шеренгу с рядовыми встали и генералы.