Муниципальную энергетику ожидает реформа

Новая администрация края открыто заявила, что на сегодняшний день самой острой проблемой в Приморье является муниципальная энергетика. Первый вице-губернатор края Александр Линецкий на последнем заседании совета глав городов и районов особо отметил, что рассчитывать мы можем только на себя. Даже в протоколе совещания (его провел во Владивостоке председатель правительства Михаил Касьянов еще в июне, но документ все стороны подписали только сейчас) было отмечено: теплоснабжение населенных пунктов, заготовка топлива, проведение ремонтно-восстановительных работ проводятся только за счет оборотных средств предприятий ЖКХ, бюджетов края и муниципальных образований. Финансовой поддержки со стороны нет и не будет.

18 июль 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1009 от 18 июль 2001
Новая администрация края открыто заявила, что на сегодняшний день самой острой проблемой в Приморье является муниципальная энергетика. Первый вице-губернатор края Александр Линецкий на последнем заседании совета глав городов и районов особо отметил, что рассчитывать мы можем только на себя. Даже в протоколе совещания (его провел во Владивостоке председатель правительства Михаил Касьянов еще в июне, но документ все стороны подписали только сейчас) было отмечено: теплоснабжение населенных пунктов, заготовка топлива, проведение ремонтно-восстановительных работ проводятся только за счет оборотных средств предприятий ЖКХ, бюджетов края и муниципальных образований. Финансовой поддержки со стороны нет и не будет.
По оценке специалистов, для самых необходимых закупок и работ, включая заработную плату коллективам жилищно-коммунального хозяйства, необходимо 3,6 миллиарда рублей. Причем до конца нынешнего года требуется 2,4 миллиарда. У предприятий муниципальной энергетики вместо денег имеются только долги. Подавляющее большинство из них является банкротами. Новая краевая власть отдает себе отчет, что помимо выделения дотаций потребуется формирование оборотных средств. Эти суммы не прописаны в местных бюджетах и предполагаемых трансфертах. Стало быть, эти деньги нужно найти в дополнение к уже определенным расходным статьям. Александр Линецкий считает, что подобная чрезвычайная ситуация требует принятия чрезвычайных мер.
Поэтому в администрациях районов и городов будут финансироваться только социально значимые направления и приостанавливаются выплаты по остальным статьям. Приоритет будут иметь заработная плата бюджетников, покупка медикаментов и продовольствия, расчеты с жилищными организациями. Но даже на эти цели местным администрациям понадобится еще 500 миллионов рублей. На остальное деньги в полном объеме появятся не раньше следующего года. С учетом накапливаемых долгов. Большая надежда в этом плане на жилищные субсидии из федерального бюджета.
Для покрытия дефицита в 700 миллионов рублей по линии коммунальных расходов, видимо, придется повышать тарифы на тепло и горячую воду. Коэффициент повышения в разных районах различный, но в среднем должен составить 2,5 раза. Чтобы не допустить социального напряжения среди населения, планируется перейти на систему бюджетных субсидий. Этим будут заниматься муниципальные образования. При таком раскладе основная тяжесть ляжет на плечи хорошо зарабатывающих (с доходом значительно выше среднего уровня) людей.
Исполнение бюджета в чрезвычайном режиме будет проводиться только в нынешнем году. Потому как затем муниципальная энергетика должна перейти на нормальный режим работы. Вкладываемые сейчас в ЖКХ деньги вернутся предприятиям в виде оплаты за предоставленные услуги и в дальнейшем станут оборотными средствами. При этом деньги должны быть потрачены рационально – то есть топливо покупается по самым дешевым ценам, его не воруют, и выделяемые средства попутно не прокручиваются в банках, ремонтные работы ведутся по обоснованным сметам. Почти идеализм.
Чтобы успешно провести реформу муниципальной энергетики, администрация края уже сейчас проводит централизацию. Районным и городским властям предложено пойти на такой шаг добровольно. С передачей предприятий в краевое подчинение они лишаются других функций. Новая структура будет устанавливать тарифы, осуществлять сбор платежей с населения, бюджетных и иных организаций, завозить топливо, запасные части и материалы для ремонтов, заниматься оперативным управлением.
Проведение столь значимых мероприятий подкрепляется ужесточением финансовой дисциплины. Полностью прекращается практика выделения бюджетных ссуд. Будут взысканы ранее выданные ссуды на основе договорного процесса. Исполнением бюджетов всех уровней теперь займутся казначейства соответственно федерального и краевого уровней. Местные органы власти обязаны приложить максимум усилий для повышения доходной части своих бюджетов. Им выдаются гарантии, что все деньги, собранные сверх налогового плана–2001, остаются в городах и районах для покрытия собственных расходных статей бюджета.
Предлагаемая программа по возрождению жилищно-коммунального хозяйства имеет вполне реальную основу. От ее выполнения зависит не только прохождение будущей зимы, но всей нашей дальнейшей жизни.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"