Был билетик на счастье

Каждый из нас пассажир или покупатель, а подавляющее большинство населения в своей будничной жизни одновременно выступает в двух этих лицах.

13 июль 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1007 от 13 июль 2001

Каждый из нас пассажир или покупатель, а подавляющее большинство населения в своей будничной жизни одновременно выступает в двух этих лицах.

У многих еще свежи воспоминания, когда при расчете в трамвае или автобусе вместе со сдачей на руки кондуктор непременно выдавал пассажиру билет.

Иногда он был счастливый...

Сегодня все по-другому: про билеты водители и кондукторы стараются не вспоминать, а пассажиры, в свою очередь, уже почти перестали “искать счастье”. Но давайте взглянем на это с другой стороны.

Выданный при покупке чек или при оплате поездки билет – свидетельство того, что выручка от оказания услуг оприходована, учтена для целей налогообложения. Те владельцы автобусов, которые всячески избегают выдачи билетов пассажирам, тем самым уклоняются от уплаты налогов в бюджет. То же самое и в торговле. Если при покупке товара вам не пробили чек и вы, в свою очередь, его не потребовали, то считайте, что ваши денежки будут укрыты “предприимчивыми” торговцами от налогообложения, а значит, пополнят не государственный, а чей-то личный карман.

Резонно, если любой из наших читателей заметит по этому поводу: мол, есть на то налоговые и правоохранительные органы – им и карты в руки. Действительно, сотрудники упомянутых выше органов не бездействуют. Как рассказала мне Анжелика Басок, начальник отдела по контролю за оборотом алкоголя инспекции МНС России по Советскому району Владивостока, каждую неделю они вместе с сотрудниками УВД, УФСНП, управления торговли администрации г. Владивостока совершают в среднем по восемь проверок. И на одну из них, а вернее в рейд по контролю за соблюдением законодательства по применению контрольно-кассовых машин на транспорте и в розничной торговле, была приглашена и автор этих строк.

Вместе с сотрудницами этого отдела мы проверили два автобуса, работающих на маршрутах Луговая – фабрика “Заря” и Луговая – Баляева – Чкалова. Оба автобуса принадлежат ООО “Владавтосервис”. Если у водителя машины Nissan Сivilian билеты были в наличии и он их любезно предлагал, мол, кто желает – может взять билетик (как оказалось, эта любезность продиктована тем, что месяц назад этот водитель уже заплатил штраф в размере 1000 рублей за невыдачу билетов), то водитель другого микроавтобуса, как и подавляющее большинство водителей на всех маршрутах Владивостока, о билетах и не вспоминает, предпочитая рассчитываться с пассажирами только звонкой монетой. И если у более ушлых водителей моток с билетами на всякий случай в загашнике всегда припасен, то у этого, как выяснилось, новичка “Владавтосервиса” билетов в машине просто не оказалось. За что само ООО “Владавтосервис” заплатит штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей.

Нанесли мы визит вежливости и на второй этаж универсама, что на Второй Речке, где по звонку на телефон доверия УМНС России по Приморскому краю был принят сигнал от жителя Владивостока, купившего в тамошнем салоне модельной обуви дорогие туфли, но одновременно с покупкой ему не был пробит и выдан чек. Далее ситуация развивалась банально: туфли по своему качеству оказались несколько ниже своей солидной цены, но коль у покупателя чека на руках нет, то и взятки с продавцов гладки. В нашем случае контрольная закупка завершилась выдачей чека. Однако в кассовой книге, которую проверили инспектора, в течение последних недель в графе дневной выручки числились одни унылые нули. Остается только удивляться, как владельцу этого салона удается вносить арендную плату и выплачивать ежемесячную зарплату нескольким продавцам салона?

В последнее время во владивостокских магазинах стала обычной выдача так называемого мягкого, или товарного, чека. Причем продавцы при этом уверяют, что по такому документу купленную вещь в случае ее негодности всегда обменяют или примут назад. Однако мало кто знает, что товарный чек не является документом, подтверждающим факт покупки и в случае возникновения спора между продавцом и покупателем основанием для возврата товара быть не может.

Вот такой рейд и такой “улов” получился в один только день у сотрудников отдельно взятой районной налоговой инспекции Владивостока. На первый взгляд, незначительный. Но если суммировать все понедельно и помесячно, то получается довольно солидная прибавка к доходной части бюджета. Так, по итогам работы за пять первых месяцев 2001 г. этой же инспекцией МНС по Советскому району было проведено 260 проверок по соблюдению закона РФ от 18.06.93 г. № 5215-1 “О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением”. В результате 188 проверок установлены нарушения закона. Больше всего таких нарушений у физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. 180 должностных лиц привлечены к административной ответственности. Сумма предъявленных штрафов составила 533 тыс. рублей, из них взыскано и поступило в бюджет 350 тыс. рублей.

Так что думайте сами, решайте сами, уважаемые приморцы, брать или не брать чек да билетик, требовать их или, махнув рукой, необилеченным поскорее выскочить из автобуса, магазина и т. д. К сожалению, у работников налоговых и других контролирующих органов пока что в резерве основная мера борьбы с нарушителями законодательства – увеличение количества рейдов и проверок. И эффект был бы куда существеннее, если бы сами жители, пассажиры и покупатели, активно этому способствовали, элементарно требуя в обмен на плату за покупку или проезд на транспорте законный бланк строгой отчетности, то бишь билетик!

Автор: Татьяна ШКАРБАН, специально для "В"