Легенды Сихотэ– Алиня

Есть удэгейская сказка. Ленив Евсетай, он, гяндоу-лодырь, лежит себе на медвежьей шкуре да покуривает. Решил сходить на охоту. Целый день плавал на оморочке, да, видно, звери не хотели встречаться с лентяем.

10 июль 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1004 от 10 июль 2001

Есть удэгейская сказка. Ленив Евсетай, он, гяндоу-лодырь, лежит себе на медвежьей шкуре да покуривает. Решил сходить на охоту. Целый день плавал на оморочке, да, видно, звери не хотели встречаться с лентяем.

Стемнело. Смотрит Евсетай: торчит из воды колышек, привязал к нему оморочку. Видит: куча рогулек, повесил на них ружье. Проснулся рано утром, посреди реки плавает гусь, а веревка с оморочкой не позволяет ему плыть. Хвать Евсетай за ружье – и вдруг ружье само поскакало! Присмотрелся, а это коза скачет, на рогах у нее берданка болтается… Зацепилось ружье за куст, поймал Евсетай козу да гуся и возвратился в стойбище…

Сказку эту поведал в своей новой книге “Песня о Джанси Кимонко” приморский и единственный теперь в мире удэгейский писатель Николай Дункай. Читать эту книгу – наслаждение, так много в ней мудрости, яркого, самобытного колорита и очень интересных сведений, наблюдений – о природе, быте, истории коренной народности, о разных людях, с кем сводила писательская жизнь.

Николай Дункай живет в селе Красный Яр. Фольклорист, работник культуры, сказочник, создатель этнографического музея, хранитель народной удэгейской истории, член Союза писателей России...… А недавно еще страстный охотник, искатель женьшеня. Его называют удэгейским Пришвиным, сравнивают с Арсеньевым, считают продолжателем традиций первого удэгейского писателя Джанси Кимонко, о котором в новой книге Дункай пишет с большой теплотой. В свое время (в 50-е годы) повесть Джанси Кимонко “Там, где бежит Сукпай” приобрела мировую известность, была опубликована во Франции, ее сравнивали с романами Киплинга.

А в произведениях Николая Дункая – своя музыка, свой лад, свой строй речи. Что ни слово – то неповторимый колорит языка, национальной традиции. “Абуга, ниманку нимаси (отец, сказку расскажи), - прошу я”. Или: “Спускаюсь вниз по Бикину на оморочке. Оморочку мне одолжил сосед, старый удэгеец, великий мастер рубить баты и оморочки, Чувен Кукченка. Росла липа-ыйга в лесу, высокая и стройная. Высмотрел ее старый Чувен среди множества прочих деревьев, искавший материал для лодочки. Долго любовался красавицей липой старик, жалко рубить такую красоту, обошел вокруг нее несколько раз. С сожалением вытащил из-за пояса острый топор...… Застонало дерево, из глубокой раны потекла его кровь – светлый сок. Плачет липа от боли, только безмолвно”.

“Дети природы” - немного насмешливо называет европеец представителей малых народностей. И сам давно страдает от результатов собственного варварского покорения природы. Закон таежный гласит: не бери у тайги больше, чем нужно тебе и твоей семье на пропитание и для выживания...… Может, потому писатель Дункай не только досконально, как редкий ученый, знает жизнь, повадки пичужек и зверушек – он боль всего живого чувствует!

В новую книгу вошли очерки о людях (например, о Юрии Шибневе, ученом-натуралисте, человеке удивительной судьбы, или о профессиональном охотнике и великом пантоваре Николае Канчуге), легенды Сихотэ-Алиня – о плачущем кедре, о всемогущем покровителе искателей женьшеня Лоубату. Здесь есть удэгейские сказки (почувствуйте вкус слога в начале одной из сказок: “Толстый, как пень кедровый, купец Си Сян. И жирный, как осенний барсук-яндаса. Глаза узкие, усы, будто мох на еловых ветках, а жадный – беда...…”) И конечно, прекрасные, увлекательные рассказы – о настоящей синей птице, самой скрытной и самой красивой птице южного Приморья – синем соловье, о редчайшем виде – рыбном филине, о кедре, о тигре и всяческих других таежных чудесах, которые чудесами не кажутся только тому, кто о них ничего не знает…...

Книга издана приморским издательством “Дюма”, которое взяло курс на публикацию целого ряда книг именно местных авторов. Иллюстрирована “Песня о Джанси Кимонко” рисунками удэгейского художника, племянника Николая Дункая – Ивана Дункая. Каждый штрих, вся пластика рисунка – с глубоким знанием деталей и национального колорита…... Жаль только, что не удалось издать цветные иллюстрации. Да и тираж книги совсем невелик – 300 экземпляров.

Конечно, книга интересна для знатоков истории Приморья, для любителей природы, экологов, учителей географии края. И конечно, сказки, легенды будут с интересом слушать дети. Может быть, тогда они смогут так же уверенно сказать, как и удэгейский писатель Николай Дункай: “Мы часто восхищаемся южноамериканской сельвой, дикими джунглями Индии и саваннами Африки, а наша приморская тайга превосходит их”.

Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"